Найти тему
Пешком по Москве

Автоград на Варшавке - самый живучий рынок Москвы

В конце 60-х годов автомобилестроение в СССР вышло на невиданный уровень. Был взят курс на создание «народного автомобиля», чтобы каждая семья могла позволить себе личное транспортное средство. Партия объявила о создании совместно с итальянским концерном Fiat абсолютно нового предприятия в городе Тольятти. Тысячи людей со всей страны отправились в Куйбышевскую область, чтобы принять участие в грандиозной стройке Волжского автомобильного завода. После того, как строительство было закончено, многие из тех, кто принимал в нем участие, остались работать на заводе. В 1970 году с конвейера предприятия сошли первые 6 автомобилей ВАЗ-2101 "Жигули". К 1971 году завод выпустил уже 100.000 машин, а к 1973-му - целый миллион.

Любой автомобиль требует высококвалифицированного обслуживания. Специалисты позаботились об этом заранее, поэтому параллельно со строительством Волжского автомобильного завода шло проектирование первого центра технического обслуживания для "Жигулей". Он появился в 1977 году в Советском районе Москвы на пересечении Варшавского шоссе и МКАД.

К воплощению своей идеи создатели автоцентра подошли со всей душой. Архитектор Леонид Павлов даже ездил в Европу, чтобы перенять опыт западных коллег - там конструкции подобного масштаба уже не были в диковинку. Сооружение получилось необычным: равнобедренный треугольник на гигантском прямоугольном стилобате. Автоцентр, получивший название СТОА ВАЗ, стал ярким символом советского модернизма и одной из самых качественных построек 70-х годов.

-2

Люди были рады открывшейся станции. Здесь можно было получить квалифицированную помощь в ремонте автомобиля. Единственным, что могло омрачить настроение автовладельца, были огромные очереди на запись к мастерам - счастливых обладателей "Жигулей" с каждым годом становилось все больше. К слову, автомобиль тоже можно было приобрести лишь по записи. Исключение составляли те люди, которые имели выдающиеся заслуги перед отечеством. Цвет автомобиля не выбирали - какой достанется, такому и радовались. Среднее время ожидания в очереди - от полугода до года. Уведомление о том, что автомобиль ждет своего хозяина, приходило открыткой. После этого счастливый без пяти минут обладатель брал отгул на работе и бежал в автоцентр, чтобы не упустить свое счастье.

-3

В самом «треугольнике» на последнем этаже размещался выставочный зал автомобилей. Многие люди заходили туда, как в музей, чтобы собственными глазами увидеть свежие модели "Жигулей". В стилобате находились ремонтные цеха.

-4

Стилобат и выставочный зал соединялись автомобильной спиральной рампой.

-5
-6
-7

На промежуточных этажах располагались кабинеты и технические помещения.

-8

В автоцентре можно было найти любую дефицитную запчасть для автомобиля, поэтому его частенько посещали жители Московской области и других городов. Многие вопросы решал блат, простым смертным везло не всегда. Про центр ходил популярный в те времена анекдот:

-Знаете, почему это место называют станцией техобслуживания?

-Почему?

-Потому что тех обслуживает, а этих нет.

-9

В годы большого передела собственности этот автоцентр, как и многие другие поменьше, перешел во владение лиц кавказской национальности. Количество автосервисов и оказываемых услуг значительно увеличилось. По сути, комплекс превратился в гигантскую автобарахолку со всеми вытекающими.

-10

Вместо выставочного зала ВАЗ в середине 90-х годов был открыт картинг. В подсобных помещениях появились кафе, бары, магазины. Весь "Треугольник" был обвешан пестрой рекламой. Количество отечественных автомобилей уменьшалось, а иномарок - неуклонно росло.

-11

Несколько лет назад по неведомым причинам картинг был заброшен. Все этажи "Треугольника", кроме первого, опустели.

-12

В бесконечных подвалах автоцентра действующие помещения соседствуют с заброшенными. Пустые пространства используются для складирования мусора, поэтому крысы здесь являются резидентами. Их жуткий шорох то и дело доносится из темных углов катакомб.

-13

Некоторые стены еще хранят остатки былого великолепия. Речь идет про мозаику, заботливо выложенную советскими мастерами.

-14

В 2020 году поползли слухи, что здание снесут. Но вскоре появился проект, который предполагает реконструкцию территории "Автограда" и превращение его в огромный торговый центр с сохранением автомобильного рынка и автосервисов.

-15

Подтверждением этому стали следы ремонта, которые я обнаружил здесь на днях. Бригада строителей из ближнего зарубежья живет на одном из опустевших этажей огромного центра.

-16

Раньше здание было символом эпохи 70-х годов. Его показывали в документальных фильмах и журналах "За рулем". Здесь можно было встретить как соседа по лестничной клетке, так и популярного артиста. На удивление, спустя многие годы центру не только удалось избежать сноса, но и сохранить свой функционал. Рынок жил, рынок жив, рынок будет жить!

Спасибо за внимание!

Наверняка за 45 лет существования автоцентра вы хоть раз загоняли свой автомобиль к местным специалистам. Оставите отзыв?

Не забывайте ставить лайк, оставлять комментарий и подписываться на канал здесь и в телеграмме. Впереди еще очень много интересного.

Авто
5,66 млн интересуются