В данной статье я расскажу тебе, кто такой байер в "классическом" понимании. Выделю преимущества и недостатки этой профессии, а также помогу понять зачем и чем он занимается.
Кто же такой Байер? В нашем языке достаточно много заимствованных слов, слово «байер» происходит от Английского buy- покупать. Следовательно сфера деятельности байера связана с закупками. Давайте разберем подробнее — это человек (имеющий определенные навыки- специалист), который занимается закупками для какой-то конкретной фирмы или организации, изучает спрос на рынке, несет ответственность за свой выбор перед работодателем. Данная профессия применима во многих видах деятельности от закупок мелкой канцелярии до деталей для самолета. Но причем же здесь мода? Наиболее широкое распространение профессия байера получила в fashion индустрии.
О таких специалистах и пойдет далее речь. Человек, работающий в мире моды должен обладать безупречным вкусом, креативностью, разбираться в модных брендах, быть предприимчивым и активным.
В нашу страну понятие такой деятельности как профессии пришло в 1990-х годах. До этого функции байера выполняли руководители магазинов или их подчиненные. Также я думаю, многие из вас помнят людей, закупающих вещи большими партиями за границей или в другом городе и продающие их на рынке. И очень часто байеров, особенно сейчас путают с такими «продавцами». Выделим отличия:
БАЙЕР- специалист выполняющий заказ для определенной фирмы\организации\человека, помогающий с подбором и закупкой необходимых средств. Заработок таких специалистов в основном зависит от оклада или от % комиссии.
РЕСЕЛЛЕР- человек, занимающийся перепродажей вещей, т.е. совершающий оптовые закупки (чаще по более низким ценам), и продающий их в розницу. Заработок продавца зависит от разницы купли-продажи (купил за 500-продал за 1000-100 на прочие расходы=400 прибыль). Кстати, сейчас таких продавцов намного больше, чем было раньше, например продавцы на маркетплейсах Widberries, Ozon и прочие (речь не об официальных продавцах или людях, реализующих свою продукцию).
Так как развитие в нашей стране профессии Байера началось совсем недавно (каких-то 30 лет назад), то она не получила особо широкого распространения, в отличии от Европы. Благодаря этому профессиональные и квалифицированные работники пользуются широким спросом со стороны компаний-нанимателей. Такие специалисты, как правило работают с известными брендами, как и сегмента lux, так и в mass market. Байер должен всегда находиться в курсе модный тенденций, посещать показы, выставки, знакомиться с дизайнерами и совершенствовать свои навыки.
Работа в этой сфере подразумевает достаточно большую область знаний в сфере искусства, дизайна, логистики, маркетинговых отношений, психологии, бизнесе. Многие сравнивают работу байера с искусством.
Как и у каждой профессии, в этой сфере есть определенный список должностных обязанностей. Конечно, для каждой фирмы имеется свой свод правил и инструкций, но вот достаточно общие задачи байера:
- изучение и анализ модных тенденций
- анализ рынка
- планирование продаж компании (в меньшей степени)
- составление коллекций на сезон
- изучение потребителя услуги (целевой аудитории)
- закупка необходимых товаров и их оценка
- организация взаимовыгодных отношений как с поставщиком, так и с покупателем
Согласитесь, звучит достаточно привлекательно «подбираешь и заказываешь одежду, а тебе за это платят». Кстати, заработанная плата у байеров достаточно достойная (берем fashion индустрию), у начинающих от 50 000 и до 300 000 и выше у топовых. Но это совсем не легкая профессия, чтобы это понять рассмотрим плюсы и минусы:
+
Творчество. Как и для любого креативного человека, работа в творческой сфере приносит огромное удовлетворение и возможность саморазвития.
Стиль. Из-за специфики работы эти люди обладают безупречным стилем и вкусом, знают обо всех модных тенденциях и новинках.
Зарплата. Как было сказано выше, заработанная плата специалистов в этой сфере достаточно высока и конкурентно-способна.
Саморазвитие. Происходит постоянное развитие как профессиональных, так и личных качеств. Ведь мир моды и мир маркетинга не стоит на месте.
Востребованность. Так как профессия не имеет широкой распространенности, хорошие специалисты ценятся высоко и дорого $.
Путешествия. Различные деловые поездки по стране и зарубежью могут стать однозначным преимуществом профессии байера.
-
Нет образования. Для работы байером требуются определенные умения и навыки (говорилось выше), но где их приобрести? В учебных заведениях нашей страны пока нет профиля образования по этой профессии. Можно поступить учиться на схожие факультеты, а основные знания добывать самостоятельно или же проходить курсы от коучей (что требует больших финансовых затрат).
Инвестиции. Финансовые затраты связаны не только с обучением, но и с «раскруткой себя», приобретением опыта, рекламой и поиском клиентов (на начальном этапе нередко выступает в роли фрилансера).
Ответственность. Основной недостаток всех высокооплачиваемых профессий, тут подразумевается как материальная ответственность, так и ответственность за имидж компании\человека.
Появилось понимание кто такой Байер и чем он занимается? Отлично, мы рассмотрели «классическое» понятие профессии байера. Но данная профессия в современном мире приобрела немного иное значение, о чем я расскажу в следующих публикациях.
Надеюсь данная статья была полезна, спасибо за внимание!