В 1983 году малоизвестная тогда кому-то даже в пределах Америки типичная американская рок-группа Manilla Road записала и выпустила совершенно уникальный хэви-металлический диск «Crystal Logic», который вышел на небольшом тогда еще лейбле Roadster Records, занимавшимся изданием альтернативных металлических групп. Особого успеха этот диск в те годы не имел, но был оценен только 20 лет спустя, когда начал переиздаваться в разных странах почти что массово.
Этой публикацией я хочу привлечь внимание не к рок-группе в целом, а только лишь к одному ее альбому. Сама группа – на любителя, и потому не имеет смысла хвалить то, что у одних меломанов и так вызывает восторг, а у других – стойкое неприятие.
Но вот этот альбом просто обязан послушать каждый любитель тяжелой и не очень рок-музыки. Это совершенно шедевральная пластинка, не побоюсь этого определения, и мне повезло, что знакомство с творчеством американской рок-группы Manilla Road я по чистой случайности начал именно с этого альбома. Называется альбом «Crystal Logic», и вышел он в далеком 1983 году.
Помню, что именно во второй половине 80-х в СССР с наступлением эры CD-дисков началось повальное увлечение всякими тяжелыми и очень тяжелыми группами, до этого малоизвестными советской рок-публике. Я не имею в виду «Пристов», «Мэйденов», «Металлику», «Мегадет», «Мановаров» и прочее подобное «добро» - оно на Западе издавалось массово, и потому у нас на «тучах» присутствовало в широком ассортименте.
А вот многие шикарные виниловые диски многих рок-групп даже на Западе издавались мизерными тиражами, потому и на «тучи» если раз в год и залетали, то цены на них были такие ломовые, что даже оборотистые менялы и состоятельные коллектоманы не хотели с этими пластами связываться. Поэтому и стали культовыми у нас такие банды, как «Mercyful Fate», «Trouble» или «Manilla Road», и были они доступны только самым-самым приближенным к этому культу.
Так вот, как-то в году 1986-м или 1987-м один мой корефан притащил мне два виниловых альбома Manilla Road – «Crystal Logic» и «Open the Gates» 1983 и 1985 годов соответственно. Я об этой банде никогда не слышал, но пока мы сидели ля-ля-ля под пиво, я закатал на магнитофонную пленку первый альбом, так как мне он сразу чем-то понравился, а второй даже прослушать не успел, да и не стремился. Всё равно я эту «Маниллу» планировал стереть, просто хотел определиться с тем, что за группа – я тогда не тратил не дешевую по моему карману пленку на всякие неизвестные пластинки.
Давно это было, поэтому не помню – пластинка была красная или желтая, также не помню, какого цвета было яблоко. Но зато наверняка могу сказать, что это был американский пресс, потому что выпустили диск в 80-х только американцы и французы, но французы выкинули со своего релиза одну песню, которая присутствовала на американском. И именно эта песня мне с тех пор запомнилась лучше всего своими гитарными наворотами во вступлении.
В общем, при дальнейшем расслушивании этой записи спустя пару дней я понял, что стереть ее никак не смогу – больно уж хороша и зажигательна была эта музыка. Вообще-то за 10 лет погружения в рок (на тот момент) я привык, что если группа неизвестная или малоизвестная – значит, музыку она играет банальную и никчемную. Но тут я попал на самый настоящий шедевр (и опять не побоюсь этого эпитета). При третьем прослушивании я уже записал «Маниллу» в число моих любимых групп, и жалел, что не довелось мне записать второй диск, который приносил мне корефан.
Правда, положение это можно было исправить, хоть и наполовину. Я мог взять у него магнитофонную ленту и как минимум послушать второй альбом, а как максимум – переписать себе. Тот корефан делал записи себе на очень хорошей аппаратуре, потому и перезапись с его ленты на мою мало что потеряла бы в качестве.
Но удалось мне ознакомиться с другими записями «Маниллы», только через год по некоторым причинам. Это были альбомы «Metal» 1982 года и «Mystification» 1987-го, и они мне сразу жутко не понравились. На первом я обнаружил какую-то непонятную психоделию с закосом под хард, а на втором – такой же жуткий трэшняк с закосом под металл. Оба альбома объединял только специфический вокал фронтмена Марка Шелтона и его очаровательные «поливалки» на соло-гитаре.
В общем, не понравились мне эти два произведения «Маниллы», и особенно меня не порадовали и остальные альбомы группы, которые я услышал позже. Примерно к середине 90-х я прослушал все 10 альбомов этой группы, которые она успела записать на тот момент начиная с 1980-го, и один концертный альбом. Мне открылась истина, что есть группы, которые в состоянии записать один супер-потрясающий альбом, а всё остальное – это так, или подготовка к штурму Олимпа, или спуск с него. Вот так и с альбомом «Crystal Logic» - подобного ему я ничего в музыке «Маниллы» потом больше как бы не услышал.
Но это неприятие творчества группы продолжалось недолго, так как лучшая пластинка у нее была одна, и за много лет поднадоела. А так как у «Маниллы» был собственный стиль, причем очень уникальный, то я понемногу начал «подслушивать» и другие альбомы все чаще и чаще. Ну, и присел я на «Маниллу» основательно. В том смысле, что я начал открывать в ее ранее не понравившихся мне альбомах свой «изюм». Ну, это было моё собственное «врубание», поэтому повторю – я эту группу никому не навязываю, потому что она на любителя. А я вот как раз ее любителем и стал.
Правда, всё творчество Manilla Road надо разделить на три равные части. Первые четыре альбома, включая и «Mark of the Beast», записанный в 1981-м, но изданный только в 2002 году, были созданы с участием барабанщика Рика Фишера, и потому имели своё «первоначальное» звучание. После 1983 года барабанщик сменился, им стал Рэнди Фокс. Я не думаю, что именно из-за Рэнди Фокса саунд «Маниллы» сменился с психоделического, а потом и металлизированного харда на трэш, скорее всего, было наоборот – новое направление потребовало другого, более «трэшевого» музыканта. Но изменилось не только направление, но и манера игры Шелтона – его соло стали менее виртуозными и вкусными, да и новый барабанщик не стучал так мастерски, как Фишер.
В 1992 году Марк Шелтон разогнал «Маниллу», и возродил ее только через 9 лет, полностью сменив состав, да еще и взяв себе на подмогу второго вокалиста. До этого он пел сам, но, видимо, годы взяли свое, и старый фронтмен не смог уже тянуть и на гитаре, и на вокале с одинаковым эффектом. С этим составом Manilla Road записали еще 8 студийных альбомов, доведя их общее количество до 18-ти, но вдруг 27 июля 2018 года Марк «Акула» Шелтон умер в Германии на другой день после выступления на одном из тамошних рок-фестивалей.
Не сказать, конечно, что это трагическое событие было ударом по мировому хэви-металлу, тем не менее, 40 тысяч долларов на транспортировку на родину в США тела умершего от сердечного приступа рок-ветерана в Германии были собраны среди фанатов группы чуть больше, чем за сутки, а это уже о чем-то говорит!
Но возвращаемся к альбому Manilla Road «Crystal Logic». Повторяю снова и снова – это не просто шедевр, это самое настоящее явление в рок-музыке, хотя своевременно и не замеченное. Но спустя 20 лет после релиза наконец-то пошли в этом направлении подвижки, и в 2005 году журнал Rock Hard занес это произведение в свой список «500 величайших рок- и металлических альбомов всех времен» (344-я позиция). А обозреватель американской газеты «The AV Club» Аарон Ларивьер назвал эту пластинку одним из «преступно недооцененных альбомов 1983 года».
Теперь заглянем внутрь этой пластинки, и посмотрим, что же нам на ней приготовили фронтмен Марк Шелтон, бас-гитарист Скотт Парк и барабанщик Рик Фишер. Сообщу только, что альбом был записан в Канзасе, в «Miller Studio», город Северный Ньютон, в мае и июне 1983 года, и все песни написал Марк «Акула» Шелтон. Релиз состоялся в июне того же года на лейбле Roadster Records (США), а в 1986 году диск был переиздан на виниле во Франции лейблом Black Dragon Records. На CD «Crystal Logic» вышел в 2000-м году в Германии, а потом пошли первыпуски в других странах, в том числе и на «новом виниле».
Хронометраж песен взят с CD-выпуска, потому что на американском оригинальном виниле 1983 года время звучания не указано, а на французском 1986-го нарисованы какие-то нереальные цифры.
Сторона 1:
1). Prologue (1:35) «Пролог». Психоделическое музыкальное предисловие симфонического типа на гитарах, барабанах и с мрачными «небесными заклинаниями». На синтезаторе играет некий Майк Мец.
2). Necropolis (3:10) «Некрополь». Типичная для хэви-металла тех лет композиция, сама по себе как бы посредственная, но все равно мощная по саунду. Как «открывашка» для шикарного альбома вполне подходит, у «Пристов» и «Мановаров» в начале их карьеры «открывшки» порой были еще менее убедительные.
3). Crystal Logic (6:01) «Кристальная логика». Наконец-то пошли бриллианты. Многоплановая композиция, чистый хэви-метал, но пока еще вовсе не трэш, какой пошел с 1985-го. Тут есть всё – и мощный саунд, и четкие ритмы, и потрясающие соло на гитаре, да и вокал Шелтона тоже может посоперничать с лучшими образцами металлических вокалов не только тех лет, но и современных.
4). Feeling Free Again (2:48) «Снова чувствуя себя свободным». Еще один хэви-металлический шедевр. Кроме виртуознейших соляков можно выделить такую же виртуозную игру барабанщика. И вообще продюсер молодец, фамилия ему – Марк Мазур. Интересная американская фамилия, я порылся в его биографии и обнаружил, что это гитарист из аккомпанирующего состава ритм-энд-блюзового музыканта Эрика Гэйла и участник диско-группы Kid Creole & the Coconuts. Также он поиграл на гитаре и на басу на альбоме «волновой» группы The B-52s в 1986 году. Где-то он там еще играл, что-то продюсировал и аранжировал, но к року, а тем более к хэви-металлу это не имело отношения. Тем не менее, связавшись с «Маниллой», этот закоренелый «попсовик» записал им прекрасный диск!
5). The Riddle Master (4:41) «Мастер загадок». Я этот шедевр называю «блюз с шикарным рок-н-ролльным финалом». Ну, разве не умопомрачительная феерия? Чистый хэви-метал, без всяких заимствований, банальностей и натяжек.
Сторона 2:
6). The Ram (3:46) «Баран». А эта композиция – дань музыкальной моде тех лет, такие песни любили сочинять для своих альбомов все металлисты первой половины 80-х, и особенно мои любимые «Присты». Тем не менее «Маниллу» не обвинить в том, что она пошла в фарватере у первых британских металлистов. Это уникальный номер, чисто в «манилловском» стиле. Бешеное соло Шелтона на гитаре в финале просто обалденное.
7). The Veils of Negative Existence(4:34) «Завесы отрицательного существования». Еще один тяжеленный металлический блюз. Этот номер как бы логически начинает следующий за ним главный шедевр альбома.
8). Dreams of Eschaton (6:35) «Сны об Эсхатоне». Ну, это беспрекословный шедевр. Что тут комментировать? Надо просто слушать.
9). Epilogue (5:35) «Эпилог». Ну, эпилог как эпилог, прекраснейшим образом завершает не только финальную композицию, но и сам диск. И тут тоже, как и в «Прологе», на синтезаторе играет Майк Мец.
Бонус:
10). Flaming Metal Systems (5:42) «Пылающие металлические системы». Этот номер не вошел на виниловые версии 80-х, а начал входить в трек-лист только начиная с 2000 года. Непонятно, почему такая убойная вещица не вошла на первые релизы – места на диске вполне хватало.
В заключение хочу повторить, что этот альбом в музыкальном плане очень сильно отличался от всех предыдущих произведений «Маниллы». Этим диском Марк Шелтон открыл для своей группы эпоху чистого металла, но, к сожалению, повторить музыкальный успех ему не удалось, хотя, конечно же, я не скажу, что все последующие альбомы были никчемными. Для меня даже среди того трэша, в котором заиграли Manilla Road впоследствии, есть много бриллиантового изюма.
Однако альбом «Crystal Logic» - единственный и неповторимый. И это на самом деле недооцененное в свое время произведение, однако сегодня оно стало достаточно популярным среди музыкальных издателей, где в течение почти 20 лет подряд альбом издается и переиздается чуть ли не каждый год – как на CD, так и в виниловом варианте. В США альбом тоже наконец-то начал появляться на CD и на кассетах, есть он и в России, а в Европе было даже издание на 2-х компактах, включающих и всякие интересные миксы, а также концертные исполнения песен с альбома.
Чуть позже я планирую написать рецензии вообще на все альбомы «Маниллы», и начну с первых трех ее произведений 1980, 1981 (2002) и 1982 годов, потому что там есть тоже немало шедевров, достойных самого пристального внимания.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
«Trouble» ~ самая недооцененная рок-группа, которая легко могла бы попасть в 30-ку монстров металла
Judas Priest «Sin After Sin» 1977 г. ~ первый успех группы, который определил ее дальнейшее бытие
Альбом «No Sweat», 1983 г. ~ последняя попытка Geordie влезть на Олимп без Брайана Джонсона
Accept «Restless and Wild», 1982 г. ~ первый альбом группы, попавший в серьезные мировые чарты