Для чего нам посылаются скорби, и почему их необходимо терпеть, рассказал учёный-богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии и Семинарии Алексей Ильич Осипов.
Алексей Ильич Осипов, богослов:
Можно добровольно взять на себя какой-то труд, какой-то подвиг в покаянии... Для того чтобы хоть немножко очистить свою душу. Сделаешь это — хорошо. Если не сделаешь, то в силу духовных законов придётся переносить какие-то неожиданно возникшие переживания, страдания, болезни, боли.
Крест слагается из двух перекладин. Одна перекладина — твой личный труд, когда ты сам можешь взять на себя подвиг молитвы и покаяния, подвиг воздержания, подвиг терпения... Горизонтальная перекладина — когда в твоей жизни случаются скорби. Потому что по духовному закону необходимо перенести соответствующие страдания. Это закон!
Пока ухо не совсем отмёрзло, оно будет болеть, а когда уже совсем отмёрзнет — уже не больно. Но это — уже страшная беда.
Поэтому сами болезни, скорби и страдания являются ничем иным, как знаком того, что человек ещё жив. Ещё есть надежда, что он опомнится, покается, произнесёт: «Достойное по делам своим принимаю». Когда же он не чувствует боли (или у него может вовсе не быть внешних скорбей), то это может обернуться гораздо более худшим вариантом. Можно и вовсе уха лишиться.
Повторюсь, крест слагается из двух перекладин — личного подвига или невольных скорбей, которые естественным образом следуют за нарушением духовных законов жизни.
Скорби — это интолерантность нашего организма. Если бы наш организм был бы толерантен, то он не чувствовал бы никакой боли. Если человек, к примеру, порезался, сильно ушибся или наступил на гвоздь, и организм бы был полностью толерантен, то человек бы просто вскоре yмер.
Но нет, наш организм чётко реагирует на всё. Чуть до горячего дотронулись — сразу руку одергиваем. Не то, что на гвоздь наступить, даже маленькую занозу чувствуем, потому что болит. Организм не толерантен. Если он будет толерантен, он тут же погибнет.
Всё, что происходит с человеком, это — не случайность. С христианской точки зрения, в нашей жизни нет никаких случайностей. Наша жизнь протекает по незыблемым духовным законам.
Если в нашей жизни случается что-то прискорбное, то это возникает вследствие нашей греховности. Второй вопрос: на пользу это нам или во вред? Это полностью зависит от самого человека. Вспомните, по разные стороны от Христа висели два разбойника. Одному страдания пошли на пользу, а другому — совсем наоборот. По крайней мере, не принесли никакого плода.
Всё зависит от нашего отношения к этим вещам. Во время скорби человек может сказать: «Достойное по делам своим получаю. Благодарю Тебя, Господи!» В ином случае человек может быть крайне возмущён: «За что мне это? Почему это случилось со мной?» То есть человек рвётся со своего креста. И если для первого скорби будут полезны, то второй от того же самого получит огромный вред.
Потому что там, где есть гордость, незнание себя, непонимание, невидение своей греховности, внутри человека происходят процессы, усугубляющие эту скорбь.
Когда я понимаю, что достойное по делам своим получаю, то у меня внутри возникает некое умиротворение. Когда же я считаю своё страдание несправедливостью, то мало того, что я страдаю, я ещё весь содрогаюсь от ярости. Я приумножаю своё страдание в несколько раз. Понимаете, какая ситуация?
Дело в том, что мы очень часто понимаем страдание как наказание. Весь вопрос вращается вокруг двух понятий, которые подчас смешиваются в нашем сознании — любовь и справедливость. Многие понимают Бога, как справедливость, как высшую правду. Христианство заявляет, что Бог — это не справедливость, а любовь. Надо признать, что это совершенно разные вещи.
Люди часто задают мне этот вопрос: почему Бог попускает страдания праведным людям? Что значит «праведный»? Нужно посмотреть на внутренний мир человека, который внешнему глазу абсолютно не виден...
Приведу пример. В шестом веке в Византийской империи произошёл военный переворот, в результате которого власть оказалась в руках жестокого военачальника по имени Фока. Он захватил императора, публично казнил на его глазах всех его сыновей.
Один святой человек всю ночь слёзно молился и вопрошал: «Господи, за что ты наказываешь наш православный народ? Почему ты послал нам этого тирана?» И под утро ему был ответ: «Искал худшего, но не нашёл».
И этот святой вдруг понял, что он видел только внешнюю сторону происходящего, но совершенно не учёт, что христианство измеряется степенью любви человека к человеку. И тогда он понял, что Фока появился в государстве вовсе не случайно... Когда душа покидает тело, то тело закономерно истлевает.
Так бывает и в нашей жизни: вроде бы внешне люди кажутся праведными, но что происходит у них внутри? Любопытно, что истинные праведники добровольно искали страданий. Просили у Бога скорбей. Жаждали их. Почему они это делали? Потому что видели, насколько они несовершенны, и хотели этими страданиями показать свою любовь ко Христу, выразить Ему свою благодарность.
Ещё статья: Почему случайности не случайны, а закономерны? Объясняет профессор Алексей Осипов.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство веравбога религия евангелие
алексей ильич осипов молитва