#методология
В школьные годы кажется – все предметы можно выучить, а знания получить, что можно одновременно хорошо разбираться в совершенно разных вопросах, особенно при наличии хорошей предрасположенности, задатков, трудолюбия и воли. Институт определяет специализацию, которую можно и нужно расширять вторым и третьим образованием из других областей науки. Приходит понимание недоступности разных знаний, ведь даже не самый умный человек в рамках своей специализации знает и умеет много больше тебя. В медицину или лётное дело надо идти сразу после школы или не идти вообще, так как время становления профессионалом и требования высоки.
Внутренняя мобилизация и концентрация позволяет за 2-3 часа просмотреть несколько сотен страниц серьезной научной литературы, выделив ключевые моменты, проблемы, сильные мысли и расхождения со своей онтологией. Все это помечается по тексту, выписывается, так, чтобы можно было при необходимости пересказать, объяснить, ответить на свои вопросы, пользуясь своими записями и пометками.
Данное интеллектуальное напряжение подобно подготовке к экзамену в студенческие годы, когда нужно собрать в голове целостную картинку предмета, удержать хрупкое ощущение понимания и воспроизвести прочитанное. В 20 лет запоминание происходит в разы быстрее и легче, возраст вносит корректировки. В 27 лет, получая третье высшее, гуманитарное образование, имея паузу в учебе 1,5-2 года, работая при этом стратегом, вынужден был 2-3 месяца разгонять мозг для учебной деятельности. Стратег / мыслитель нуждается в сохранении навыка «подготовки к экзамену» всю жизнь, благо задача много проще – разобраться, без необходимости запоминать и воспроизводить ключевые элементы.
Любое знание требует времени для усвоения, нельзя объять необъятное, хотя очень хочется. Существует большое количество тем, что искренне хочется изучить, углубить понимание, разобраться самостоятельно, но на это нет времени и сил. Голова не мусорный ящик, а информационная безопасность – суть защита от информации. Всегда нужно учитывать «ценность» знания, уникальность, целесообразность его глубокого изучения, затрачиваемое на это время в обычном режиме средним человеком (продолжительность образовательных программ) и вами и т.д.
Например, несмотря на высокую востребованность последних лет, не было никакого смысла погружаться в вирусологию или военную науку, благо есть множество профессионалов, посвятивших этому десятилетия и легко решающие узкие задачи без вашей «помощи». Необходимо приучить себя выбирать основное, формируя общее представление, находить честных и объективных профессионалов, чьё мышление и моральные принципы соответствуют вашим и/или понятны, после чего можно брать их выводы и оценки, проверяя на логичность и непротиворечивость.
Таким образом, обладая широким фундаментом и сформированной онтологией, совсем не обязательно детально и скрупулёзно погружаться в новые области знания. Умение пройти по диагонали, поняв суть, оценить необходимое время для освоения, целесообразность изучения и влияние нового на онтологию, приходит с опытом.
И, да, мозг очень ленивый орган, спасает лишь привычка в всплеске гормонов от творчества и удовлетворенного любопытства, без этого чувствуешь себя некомфортно, неудовлетворенный творческий зуд мешает бездельничать…)))
Автор отвечает на комментарии в телеграмме, постоянный адрес заметки: https://t.me/geostrategrus/2064