Маги в принципе не мыслят категориями добра и зла. Мышление о том, что есть хорошие ребята и плохие связано с религиями. Где все хорошие, как это принято, играют за нашу команду. А плохие – это все, кто не с нами. Т.е. религиям свойственно делить мир на черное и белое. И сами, они, конечно, себя всегда причисляют к силам света.
Маги говорят о том, что мир сложнее, чем кажется на первый взгляд. И все не так однозначно. По мимо черного и белого есть целый спектр цветов. Я, обычно, рассказывают какие-то притчи, чтобы объяснить сложные тезисы. И есть такая притча, которую я рассказываю на занятиях о том, как старик нашел в лесу лошадь и все соседи говорили, как ему сказочно повезло. А старик отвечал – я не знаю, повезло мне или нет, знаю, что нужно лошадь объезжать. Затем лошадь убежала, и все соседи стали говорить, что это большая неудача. Зря потратил силы и теперь нет лошади. Старик отвечал, что не знает, повезло ему или нет. Что он знает только то, что сейчас на лошадь не нужно рассчитывать. Затем эта лошадь вернулась из леса и привела с собой табун лошадей. И все соседи ахали и охали о том, как повезло старику. Что ответил старик, я думаю, вы догадались. И он стал объезжать всех лошадей и строить конюшни. Пришлось привлечь к работе сына. Но сын упал с лошади и сломал ногу. Все соседи причитали о том, что единственный твой сын, опора твоя, выбыл из строя, какая неудача. Но через какое-то время через деревню прошла королевская армия и забрала всех молодых людей на войну, остался только сын старика, т.к. у него была сломана нога. И, в общем то, так можно продолжать долго.
Притча описывает то, что мы никогда не знаем, что к чему ведет. Мы оцениваем ситуацию очень локально, при этом говорим плохо или хорошо исходя из того, что это дает лично нам. Но мы не видим картины в целом, не видим каких-то цепочек закономерностей, не видим, что к чему ведет в перспективе. Мы не всегда понимаем законы, по которым развивается жизнь человека или цивилизация. Но это не означает, что их нет. Скажем, если мы проанализируем историю, хотя бы за последние 2000 лет, то увидим некое развитие цивилизации.
Скажем, появился порох и потери на войне сильно возросли. Изменился сам характер боевых действий. Он стал масштабнее. Но пуля заставила развиваться хирургию, т.к. понадобилось понимать, как ее оттуда вытащить. Сам порох позволил европейцам установить контроль на большинстве территорий планеты и создать обширную торговлю. Торговля привела к обмену культурных знаний и усилению развития разных процессов. При этом все эти вещи были сопряжены с войнами, человеческими жертвами. Для людей это было плохо. Но с точки зрения цивилизации – это было хорошо, она росла.
Если мы посмотрим точки, в которых развивались ключевые технологии, то эти точки связаны с войной, с противостоянием. Так уж получилось, что в мирное время никто не хочет тратить деньги на науку. В первую мировую медицина вышла на совершенно другой уровень именно из-за войны. Анестезия и антисептики возникли как некая потребность того времени, которая могла быть решена и решилась. Появились машины скорой помощи. Самолетостроение стало развиваться как способ воевать, а только потом эта сфера стала обслуживать мирные потребности. Т.е. то, что изначально казалось злом в итоге без этого мы сейчас жизни себе не представляем. Сами компьютеры стали активно развиваться как технология во время второй мировой войны, т.к. понадобилась сложная система шифрования и дешифрования.
Я пытаюсь сказать то, что есть вещи, которые нам кажутся изначально одним, со временем становятся чем-то другим.
Люди говорят – смерть – это зло. Маги говорят, что смерть – это просто этап. Вообще, то, как маги относятся к смерти описано в бхагавад-гите, в диалоге Кришны и Арджуны. Арджуна говорит Кришне, чем не может начать войну, потому что ему жалко всех этих красивых и молодых людей. Кришна говорит, что это иллюзия. Что эти люди не то, чем кажутся. Им нужно умирать, чтобы очищаться. И смерть не являются злом. Почистятся да вернутся. Но здесь идет масштабный процесс, который нужен миру – поэтому отдавай команду, Арджуна.
Когда маги, которые занимаются развитием цивилизации, решают какие-то задачи, то они не смотрят на то, сколько людей погибнет. Они не видят в этом проблемы, т.к. для них люди не умирают навсегда. Умрут, родятся заново, никаких проблем. Но есть задачи, которые нужно решать, которые связаны с развитием цивилизации, с внедрением каких-то новых качеств.
Есть утописты, которые мечтают о мире, когда у всех все хорошо, нет никаких проблем и все работает по идеальным правилам и все законы соблюдаются. Но такой мир замрет. Он никуда не будет двигаться, потому что развитие завязано на взаимодействие хаоса и порядка. Это сложная тема. Но мир развивается между этими двумя точками, а не в одной из них. Чтобы система куда-то шла, ее все время нужно толкать и пинать, нужно создавать хаос для появления люфта.
Возьмите обычного человека. Окружите его всем, что он только может вообразить. И через месяц он у вас пойдет и повесится. Потому что там, где нет причин для совершения усилий, не будет действий. А без действий все умирает. Жизнь – это движение. Трудности заставляют людей двигаться, думать, решать задачи, формировать новые взгляды. Не будет проблем – ничто никуда не пойдет.
Маги, которые работают с развитием цивилизации, видят узлы или создают их сами и начинают подкидывать в топку дров. И система ускоряется, она пытается решить ситуацию. И в процессе решения возникает новое качество, потребность, технология.
Маги смотрят на планету, как на некий организм, в котором идут процессы. И любые процессы в организме не могут быть хорошими или плохими. Они могут иметь причину и последствия. И маги работают с этим именно как с процессом, который они не относят к категории добра и зла. При этом сами маги никогда не занимают ни чьей стороны. Они поддерживают обе стороны и хаос, и порядок и не дают никому из них победить, потому что знают, чем это закончится для цивилизации.
Я вчера общался с приятельницей. И она говорит: «Я хочу делать добро людям». Такие разговоры я слышу довольно часто. Маги никогда не делают добро в том виде, как это себе представляют люди. Когда человек причиняет кому-то добро, то он имеет цель. Он это делает не просто так. Он хочет получить нечто взамен. Это может быть отношение особенное какое-то или что-то более конкретное. Т.е. человек кабалит другого человека, засовывает его в клетку своих ожиданий. И никому не нравится сидеть в этой клетке. В итоге люди получают совсем не то, на что рассчитывали.
Существуют правила Ямы и Ниямы в индуизме, адресованные для магов. В них говорится, что не нужно совершать зла. Но и добра не делайте. Почему? Потому что любой поступок, при котором вы прикладываете усилий создает перекос. Нужно делать какие-то вещи и воспринимать их как норму. Вы сделали что-то хорошее, но добром это не считаете. Для вас это просто норма жизни. Вы ничего не ждете взамен. Вы по-другому и не могли поступить. Вот это не будет создавать перекоса. И об этом говорят маги. Что не нужно никакого добра и зла. Все это ведет к дисбалансу.
Маги довольно часто помогают людям. Почему? Не потому, что они такие добрые. А потому что их сознание большое, оно занимает какой-то объем пространства в буквальном смысле. Есть какая-то сфера в пространстве, которая находится внутри сознания мага. И то, что внутри, воспринимается как «часть меня». Так же как вы чувствуете свое тело. И если где-то что-то барахлит или дисгармония идет, то маг это ощущает как своей внутренний процесс. И он хочет-не хочет, вынужден урегулировать эти вещи, чтобы ему самому стало нормально. Т.е. весь этот альтруизм магов – это эгоизм, просто другого типа. Есть маги, у которых вся планета внутри их сознания. И все, что есть, оно внутри их головы. И они все это ощущают как свой внутренний мир. И у них других вариантов кроме как балансировать это и развивать не остается.
Все это добро и зло довольно относительно. Посмотрите с чего начинались все войны. Там обязательно будет в основе человек, у которого была чудесная добрая идея о том, как улучшить мир. Все эти крестовые походу или попытки внести справедливость приводили к рекам крови. Никто не говорит «а давайте все сломаем». Это получается по факту. Все хотят чего-то построить. Все хотят причинить добро. Каждый человек действует исходя из того, что он прав, что он совершает добро.
Я, в свое время, довольно много общался с криминальной средой. Так вот бандиты вообще не воспринимают себя как силы зла. Они верят искренне и всей душой, что они на правильной стороне. И там есть своя логика, свои аргументы и позиция.
Когда люди говорят о добре и зле, то они смотрят на то, что это дает лично им. Если им это что-то дает – это добро. Если забирают у них – зло. Но торт один на всех и когда кто-то получил кусок – это означает, что кто-то его не получил. Но почему так происходит – их это не интересует. Магов же интересует именно это.
Людям очень важно ощущать себя на правильной стороне. И у людей есть враги. Вот врагов они относят к противоположной стороне. Невозможно воевать с кем-то, если он тоже будет на правильной стороне. Чтобы начать воевать изначально создается образ врага. Помните карикатуры времен Наполеона? Или ту пропаганду, которая была в первую мировую? Помните, как Суворова изображали на плакатах, где он поедает на завтрак поляков лошками? Враг всегда демонизируется и тогда он становится злом. При этом, с другой стороны, ситуация точно такая же.
Я смотрел сериал «Черное зеркало». Сериал о том, как современные технологии могут изменить мир в ближайшем будущем. И там в одной из серий был воин, который мочил мутантов, демонов разных. Умело мочил. А потом оказалось, что это были не мутанты. Что ему просто сверху спускалась программа, которая подменивала изображение. И обычные люди виделись ему монстрами. И он их убивал.
Реально, вот все тоже самое делается и без таких программ. Существуют стереотипы, в магии это называется заклинанием. Берется мыслеформа, накачивается энергией и транслируется из эгрегора на сознание человека. И он видит это. Собственно, весь мир человек видит с помощью вот таких программ. Поэтому маги говорят, что все зло исключительно в головах людей. Его нет нигде больше.
Напоследок, по поводу добра и зла, есть очень интересный диалог между доном Руматой и Будахом в романе «Трудно быть Богов» Стругацких. Эта книжка относится к циклу о прогрессорах, о том, как развитая цивилизация пытается влиять на другие менее развитые цивилизации так, чтобы их не заметили. И вот там ученый Будах объясняет благородному дону Румате о природе добра и зла. Он говорит о том, что эти вещи очень относительны. То, что для одного добро, для другого непременное зло. Всем рекомендую почитать.