Найти тему
Светлана Россинская

КТО ХОТЕЛ «УБИТЬ» ПИСАТЕЛЬНИЦУ ЛИДИЮ ЧАРСКУЮ И ЗА ЧТО?

Развернутый анонс литературного расследования в модельной библиотеке «Фолиант» к 31 января - 145-летию российской писательницы

В начале прошлого века героинь Лидии Чарской (1878-1937) знала каждая гимназистка. А потом про писательницу забыли: ей запретили печататься, тем самым искалечив жизнь. И в школах девочки в те времена больше всего боялись услышать: «Ты похожа на Люду Влассовскую, институтку из книг Чарской!» Быть похожей на Нину Джаваху или Дуню Прохорову считалось наихудшим оскорблением. Почему после невероятного литературного успеха колесо фортуны повернулось в другую сторону?

25 января 2023 года, в 14.00., в модельной библиотеке «Фолиант» состоится литературное расследование на тему: «Кто хотел убить Чарскую и почему ее так не любили в СССР?» Посвящено оно будет 145-летию со дня рождения русской писательницы, наследие которой составляют 80 повестей, 20 сказок и 200 стихотворений.

ТОЧКА ОТСЧЕТА - КАЗЕННЫЙ ДОМ

В Павловский институт благородных девиц Лида Воронова попала в 10-летнем возрасте. Поначалу казенное заведение показалось ей унылым и неприветливым. Но у девочки не было выбора: отец после долгой скорби по ее матери, умершей в родах, наконец, нашел свою судьбу. А с мачехой Лида не поладила.

Все понимали: это место окончательно сломит дух ребенка. Но удивительным образом все получилось иначе. К институту девочка вскоре привыкла, а позже и вовсе стала считать его началом отсчета. Именно в этих стенах к ней пришли идеи первых рассказов.

ЕПИТИМИЯ НА СЕМЬ ЛЕТ

Стихи Лидочка Воронова начала писать в 10 лет, а прозу - в 15. Все началось с дневника, который девочка вела, фиксируя все, что происходило с ней и с ее подружками в институте. Это были первые зарисовки будущей повести «Записки институтки».

После заточения в казенных стенах Лидия обрела долгожданную свободу. А едва отметив свое 18-летие, попала в другой плен - супружеский. Ротмистр Борис Чурилов был намного старше ее, но так отчаянно умолял пойти с ним под венец, что неопытная девушка уступила. Так Воронова стала Чуриловой.

Спустя два года у пары родился сын Георгий. Но за появлением первенца последовал развод: супруг по долгу службы отправился в Сибирь, а Лидия отказалась ехать с ним. В обществе ее осудили, а в церкви наложили епитимию на семь лет. Чтобы даже думать не смела о замужестве в будущем!

А у Лидии и времени-то на это не было: она воспитывала сына, еле сводя концы с концами. Обременять своего отца не хотела, однако и уйти с любимой, но малооплачиваемой работы не могла. Лидия служила в Александрийском театре, куда попала почти чудом. Всегда мечтавшая о карьере артистки, она сначала поступила на драматические курсы в Императорское Санкт-Петербургское театральное училище, а затем испытала судьбу, попросившись в театральную труппу. И ведь взяли!

Роли ей доставались в основном второстепенные, но она не роптала. Единственное, переживала, что однажды не хватит денег на пропитание себе и сыну, а потому постоянно искала подработку.

ПЕРВЫЙ УСПЕХ

Однажды Лидия проходила мимо крупного издательства. А вдруг им нужны переписчицы?.. Зашла, познакомилась с владельцем. Он не отказал - попросил принести записи, чтобы посмотреть почерк. Лидия взяла тот самый дневник. Но в нем издателя заинтересовало вовсе не ее письмо, а сюжеты. Так в 1901 году отрывок из институтских записей появился в детском журнале «Задушевное слово».

-2

Произведение Лидия Чурилова подписала псевдонимом - Лидия Чарская. Почему выбрала именно такую фамилию? Современники предполагали: начинающая писательница ориентировалась на манящие слова «чары» и «очарование». Она, несомненно, мечтала, чтобы все - и зрители в театре, и читатели ее заметок в прессе - были очарованы ею. И ее мечта осуществилась.

-3

Лидия и сама не ожидала столь быстрого признания. Читатели с нетерпением ждали каждый новый номер «Задушевного слова», чтобы прочесть продолжение повести Чарской. Вдохновленная, она взялась за книги.

-4

Писала в основном про гимназисток, про нравственные устои для подрастающего поколения. Свою писательскую цель она формулировала так: «вызвать добрые чувства в юных читателях, поддерживать их интерес к окружающему, будить любовь к добру и правде, сострадание».

-5

Ее главными читательницами становились юные девушки, которые прятали книги Чарской под партами, наслаждались сюжетами в перерывах между уроками, обсуждали их между собой, примеряли на себя роли героинь. Согласно одному из соцопросов, проведенных среди девочек-подростков в 1910-х годах, Лидия Чарская попала в тройку самых читаемых авторов. Ее именем даже была названа стипендия для гимназистов!

-6

Произведения Чарской выпускались одно за другим - «Княжна Джаваха», «Сибирочка», «Лесовичка», «Сестра Марина»... Многие из них были переведены на иностранные языки. Но это не помогло Лидии разбогатеть: коммерческая жилка ее мечтательной натуре была несвойственна.

-7

Издатель платил Чарской лишь за первые издания книг - деньги, вырученные благодаря переизданиям, до нее не доходили. Вместо гонораров она получала сладости и цветы и... была тому искренне рада. Зато ушлый делец целых 17 лет подсчитывал немалую прибыль, перевыпуская плоды труда известной писательницы...

-8

В 1914 году Лидия вышла замуж за Василия Стабровского, сына потомственного дворянина и санитарного врача. Он был моложе её на 17 лет. Дата и причина расторжения брака остались неизвестны.

Сын - Георгий Борисович Чурилов учился в Санкт-Петербургской шестой гимназии с 1907 по 1916 год. Затем поступил в Институт гражданских инженеров, но не окончил его, так как был принят добровольцем в Сапёрный батальон, а оттуда переведён в Николаевское инженерное училище. Его он окончил в конце 1916 года с выпуском. В качестве офицера служил в Моторно-понтонном батальоне до тех пор, пока к власти не пришли большевики.

1917- ГОД

С приходом советской власти многих деятелей культуры обвинили в буржуазно-мещанских взглядах. У Чарской все осложнялось еще и дворянским происхождением. Исход был предрешен. Ее произведения причислили к бульварной литературе, а вскоре запретили вовсе.

-9

В 1918 году Чарская выпустила свою последнюю повесть. Закрылся и журнал «Задушевное слово», ее последнее окно в большой мир. Лидии удалось опубликовать еще пару небольших рассказов под чужим именем, но... это было уже не то. Оглушительный успех остался в прошлом.

-10

Еще вчера книги Чарской читали и перечитывали, поклонницы ее творчества присылали восторженные и доверительные письма. Да и жила она относительно безбедно. А что теперь? Как смириться с новой реальностью, в которой ты уже никому не нужна?..

Сын Георгий служил на Дальнем Востоке в различных должностях: кладовщика, старшего рабочего, десятника, техника, технического конторщика. Женился на Евгении Суворовой, но детей в браке, очевидно, не было.

В 1920 году Лидия вышла замуж в третий раз - за красноармейца Алексея. После заключения брака оба взяли двойную фамилию Ивановы-Чарские. Алексей пережил Лидию на пять лет и скончался в январе 1942 года во время блокады.

БЕДА НЕ ПРИХОДИТ ОДНА

Но это еще пол беды. Куда тяжелее писательница воспринимала «показательные суды», которые отныне устраивались не только над ней, но и над ее произведениями. Книги Чарской называли бездарными, пошлыми, глупыми и чрезмерно сентиментальными. Героев - бездушными и стереотипными.

В 1920 году была составлена «Инструкция политико-просветительского отдела Наркомпроса о пересмотре и изъятии устаревшей литературы из общественных библиотек», в списке которой упомянуты книги Чарской. В дальнейшем инструкция была пересмотрена и многие книги вновь были разрешены, но произведения Чарской так и остались под запретом.

Самуил Маршак признавал:
- «Убить» Чарскую, несмотря на её мнимую хрупкость и воздушность, было не так-то легко. Ведь она и до сих пор продолжает жить в детской среде, хотя и на подпольном положении. Но революция нанесла ей сокрушительный удар. Одновременно с институтскими повестями исчезли с лица нашей земли и святочные рассказы, и слащавые стихи, приуроченные к праздникам.

Неужели и правда подростки, которые еще недавно взахлеб читали о переживаниях Люды Влассовской и княжны Джавахи, напрочь позабыли своих героинь? Конечно, нет!

Книги Чарской были по- прежнему популярны, в том числе среди детей из рабоче-крестьянских семей. Однако открыто проявлять благосклонность к любимой писательнице они не могли.

Оставалось лишь поддерживать ее - кто как мог. А помощь Лидии Алексеевне действительно требовалась.

В 1924 году Чарскую уволили из театра, которому она отдала большую часть жизни. Объяснили, что из-за «преклонного» возраста. А ведь женщине не было и 50 лет! Позже, памятуя о ее прежних заслугах, Лидию Чарскую стали приглашать статистом - и та безропотно соглашалась, хотя платили за это сущие копейки. Она откровенно бедствовала: пенсия мизерная, работы нет. Первое время хлопотала о подобиях, но тщетно.

Чуковский с возмущением записал в своем дневнике: «Ей (Чарской) до сих пор не дают пайка. Это безобразие. Харитон получает, а она, автор 160 романов, не удостоилась».

Поэтесса Елизавета Полонская сохранила в своем архиве письмо Чарской, написанное в 1920-е годы, в котором писательница рассказывает о своей тяжелой ситуации:
-…Я третий месяц не плачу за квартиру…и боюсь последствий. Голодать я уже привыкла, но остаться без крова двум больным - мужу и мне - ужасно…

В 1933 году Надежда Крупская выразила протест против запрета на книги Чарской:
- Надо, чтобы была создана критическая литература для ребёнка, написанная самым простым языком, понятным для ребят. Тогда, если ребёнок увидит, что не учитель ему говорит: «Не смей читать Чарскую», - а сам прочитает об этом и поймет, что Чарская плоха, она потеряет для него интерес. Мы Чарскую слишком рекламируем тем, что запрещаем её. Держать её в библиотеке ни к чему, конечно, но надо, чтобы у самих ребят выработалось презрительное отношение к Чарской.

ПЕЧАЛЬНЫЙ КОНЕЦ

Вместе со своим третьим мужем Алексеем писательница ютилась в Санкт-Петербурге в крохотной квартирке на Разъезжей улице. Войти в их более чем скромное жилище можно было только с черного хода.

Многие обходили опальную писательницу стороной: худая, бледная, в одном и том же длинном пальто не по размеру зимой и летом - словно блаженная. Лишь соседские девочки проявляли сочувствие: приносили продукты, помогали поддерживать порядок в квартире. А Чарская в благодарность давала им почитать свои рукописи - старые и новые, уже никому не нужные...

Скончалась Лидия Алексеевна в 1937 году, пережив своего сына Георгия на и4 месяца. Заболев туберкулезом и не имея сил бороться с болезнью, 62-летняя писательница ушла тихо и безропотно. Две читательницы, пришедшие проводить ее в последний путь, пришли в ужас от убогости обстановки: гроб с телом, стоящий на столе, и... больше ничего. У пожилых супругов не было денег даже на стулья!

Вспомнили о Чарской лишь в 1990-е. Начали активно переиздавать ее книги, печатать статьи, произведения писательницы включили в школьную программу. Жаль, сама Лидия Алексеевна этого уже не увидела.

-11

ЛИТЕРАТУРА:
1. Астахова А. Лидия Чарская. Повесть с печальным концом Алла Астахова//Дарья –биография. – 2021.- №4. –Стр. 34-35.
2. Головин В. В. Творчество Лидии Чарской в прижизненной критике // Детские чтения. - 2018. -Т. 3. - Вып. 1. - 25 октября. - Стр. 62-91.
3. Приходько В. Простишь ли ты нас?//Пионер.-1990.- №7.- Стр. 29-30
4. Путилова Е. О. Александра Анненская, Мария Пожарова, Леонид Пантелеев, Лидия Чарская // Детские чтения. Т. 13. - Вып. 1. - 2018. - 25 октября. - Стр. 30-46.
5. Русские детские писатели XX века. Биобиблиографический словарь. - Стр. 473.

30.11.22. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь модельной библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; 40 лет Победы, 114., e-mail:
rossinskiye@gmail.com, 30-78-00