Найти в Дзене
DL24 | История авто

Перестаньте, пожалуйста, называть М-410, М-72 и «Ниву» кроссоверами

Отлично понимаю, что этот призыв не возымеет никакого воздействия на широкие народные массы - но, как говорится, "не могу молчать", ибо накипело. Может показаться, что я сейчас буду пересказывать попросту прописные истины - но если это так, то откуда же в каждой соцсети, под каждым постом с упоминанием М-72, полноприводных "Москвичей" или "Нивы", берутся комментарии со словом "кроссовер" ?! Наверное, не всё так очевидно, и эту тему всё же нужно как следует разжевать ?..

Пожалуйста, выучите общепринятое определение класса автомобилей "кроссовер" (CUV) и перестаньте называть так те автомобили, которые не имеют к нему отношения - в частности, комфортабельные внедорожники и Sport-Utility Vehicles (SUV).

Типичное кроссоверное легковое шасси с системой полного привода, ориентированной в основном на повышение ездовых качеств автомобиля на благоустроенных дорогах.
Типичное кроссоверное легковое шасси с системой полного привода, ориентированной в основном на повышение ездовых качеств автомобиля на благоустроенных дорогах.

Кроссовер, или Crossover Utility Vehicle (CUV) - это легковой автомобиль общего назначения, который сочетает в себе два признака:

  • Кузов, по внешнему виду и расположению водителя и пассажиров в салоне напоминающий SUV и/или внедорожник;
  • Шасси как у легкового автомобиля, либо напрямую взятое у готовой легковой платформы, либо основанное на ней или очень близкое, обычно с чуть увеличенным дорожным просветом.

То, что именно это сочетание признаков является определяющим для данного класса автомобилей, признаёт большинство ведущих производителей автомобилей, страховых компаний и автомобильных изданий в мире. В качестве примера - определения, взятые с различных официальных сайтов:

What is a crossover in cars?
“A crossover refers to a vehicle that is built on a car platform but has an increased ride height with a higher ground clearance like an SUV, that can handle any terrain.”
...
The key difference is an SUV is a body-on-frame built on a truck chassis, while a crossover or CUV, is a unibody frame constructed on a car chassis.
...
In contrast, a crossover is defined as a unibody frame constructed on a car chassis, thus, its body is built in a single piece. Aside from the term crossover, they are also called CUVs (crossover utility vehicles). Similar to an SUV, models usually come with 4-doors and also use a two-box design. However, crossovers come with a front-wheel-drive as a standard with the availability of all-wheel-drive as a choice.

официального сайта KIA)

What Is the Difference Between Crossovers and SUVs?
...
Put simply, a crossover is lighter and built on a car platform, while a traditional SUV is heavier and uses a truck chassis.

официального сайта Mitsubishi)

This term refers to a vehicle that incorporates a unibody construction similar to most cars, as opposed to the body-on-frame construction of a typical SUV. CUVs have the seating and cargo versatility of an SUV (Sport-Utility Vehicle) but tend to have more car-like handling and ride performance, and improved fuel economy over body-on-frame SUVs.

официального сайта Honda)

A crossover SUV is a sport-utility vehicle made primarily for use on maintained roads, whether paved, gravel, or dirt.

сайта страхового агентства J. D. Power)

A crossover is a specific type of raised vehicle within the SUV class that has been built on an existing family car chassis, rather than built from the ground-up as an SUV; it “crosses over” from one class into another. Generally, crossovers have some off-road ability but they put on-road refinement first.

(c сайта The Sunday Times Driving)

CUVs: an automotive vehicle that is similar to a sport utility vehicle but built on a car chassis.

(из словаря Merriam-Webster)

Я очень надеюсь, что даже школьного уровня английского должно хватить для того, чтобы понять, что означают такие фразы, как "built on a car platform / car chassis", "usually come with 4-doors and also use a two-box design" и "seating and cargo versatility of an SUV". Итак, запоминаем и не выпускаем из памяти до самого конца статьи: легковое шасси со слегка увеличенным дорожным просветом плюс двухобъёмный кузов с высокой посадкой водителя и пассажиров, как у SUV...

С технической точки зрения, главная особенность этого класса - то, что несмотря на зачастую "грозный" внешний вид, он предназначен для дорожной эксплуатации, как и любая легковушка. И не предназначен для регулярной эксплуатации за пределами благоустроенных дорог (включая гравийные, грунтовые и т.п.) или в тяжёлых дорожных условиях - хотя обычно и имеет немного повышенную проходимость за счёт увеличенного просвета и во многих случаях (далеко не всегда !) полного привода. Но это скорее побочный эффект от его наличия, а основной смысл наличия у кроссовера привода на все колёса состоит в повышении его ездовых качеств, в особенности на скользком и обледенелом покрытии - за счёт чего такие автомобили приближаются к обычным легковым по устойчивости и управляемости на обычных дорогах. Хотя вторая по значимости цель его использования после обеспечения активной безопасности - это всё же именно расширение эксплуатационных возможностей автомобиля, в том числе и в виде эпизодического преодоления плохих дорог и легкого бездорожья, об этом тоже не нужно забывать.

Поэтому полный привод на них обычно используется не того типа, как на внедорожниках, а совершено иного - типичного для полноприводных легковых автомобилей (All-Wheel Drive / AWD - в отличие от полноценных внедорожных систем полного привода, которые обычно обозначаются 4WD / 4x4). Причём нельзя сказать, что он является "упрощённым"; например, с точки зрения конструкции типичная для внедорожников система полного привода "парт-тайм" явно проще, чем многие кроссоверные системы с муфтой - у них просто совершенно различная направленность. Таким образом, и по конструкции, и по назначению кроссовер находится ближе к полноприводным легковым автомобилям, не являющимся кроссоверами - вроде седанов и универсалов с системой Audi quattro - а не к внедорожникам.

С точки зрения технологии производства, кроссовер максимально возможно унифицирован с легковым автомобилем определённой модели (семейства), имеет те же самые основные агрегаты, включая большую часть подвески, и как правило - то же самое основание кузова; а главное - общую технологию сборки на конвейере, как правило позволяющую без каких-либо оговорок выпускать их в одном технологическом потоке. В общем - всё то, что сегодня принято объединять под названием "общая платформа".

С точки зрения маркетинга, главная особенность кроссоверов - то, что они предлагаются как обычные семейные автомобили для повседневной эксплуатации с расширенным функционалом, а не нишевые внедорожники "для энтузиастов", и, опять же, максимально приближены к легковушкам по дорожным повадкам - в отличие от SUV, построенных на основе "траков" (пикапов) и управляющихся соответствующим этому образом (в последнее время граница между этими классами существенно размыта - "сувы" становятся всё более "кроссоверными" по своей сути, но это уже другой вопрос).

В начале были SUV...
В начале были SUV...

С исторической точки зрения, первыми получили массовое распространение SUV, построенные на рамных шасси от "траков", но уже бывшие шагом в сторону сближения с легковыми автомобилями в плане комфорта и пригодности к повседневной эксплуатации. Благодаря ним американские покупатели полюбили брутальную внешность, большой дорожный просвет, просторный салоны и высокие сиденья с вертикальной посадкой.

Однако, их возможности в качестве повседневного транспорта всё же ограничивало использование оставшегося практически неизменным шасси от полноприводного пикапа или внедорожника - с обычной или интегрированной рамой, неразрезными мостами (как минимум - задним мостом) и соответствующими всему этому устойчивостью и управляемостью. Кроме того, они жрали много бензина и были дорогими в производстве. При этом 90% покупателей не пользовалось имевшимся у них внедорожным арсеналом, вроде понижающего ряда передач или блокировки дифференциала, а вместо этого хотело был иметь простую и интуитивно понятную систему полного привода, которая сама подключалась бы когда это было нужно и отключалась в остальное время, чтобы не тратить лишнее топливо.

Поэтому естественным стремлением производителей было сделать автомобиль внешне такой же, как SUV - но подешевле, поэкономичнее и более удобоваримый для пользователя, эксплуатирующего его в качестве обычной асфальтовой легковушки. Вот это и есть кроссовер / CUV.

И да - я прекрасно понимаю, что сам термин означает "помесь, гибрид" и т.п., и изначально должен был означать сочетание характеристик двух типов автомобилей в одном. Но господа и товарищи - времена те давно уже прошли; хватит мыслить давно устаревшими категориями автомобильной журналистики девяностых - начала двухтысячных. Сегодня кроссовер / CUV - это не неологизм с нечётким значением, под который можно протащить всё, что угодно, а совершенно конкретный, и очень популярный, класс автомобилей с чётким набором определяющих признаков.

Это уже не просто "помесь, гибрид" - а вполне конкретный вид помеси легковушки и внедорожника, сочетающий их вполне определённые характеристики во вполне определённых пропорциях.

С "другой стороны баррикад", то есть - от легковых автомобилей, к кроссоверам тоже вела своя "дорожка", представленная легковыми автомобилями с полным приводом и увеличенным дорожным просветом. Над такими машинами долго экспериментировали англичане, но у них всё в итоге свелось к чисто-спортивным моделям, где полный привод был ориентирован исключительно на улучшение управляемости, а не расширение эксплуатационных возможностей.

Обычный универсал AMC Concord.
Обычный универсал AMC Concord.
AWD-универсал AMC Eagle.
AWD-универсал AMC Eagle.
Легковая независимая подвеска спереди, обеспечивающая управляемость на уровне легкового автомобиля тех лет, и упрощённая раздаточная коробка с вискомуфтой - типовые признаки кроссовера.
Легковая независимая подвеска спереди, обеспечивающая управляемость на уровне легкового автомобиля тех лет, и упрощённая раздаточная коробка с вискомуфтой - типовые признаки кроссовера.

Видимо, первый крупносерийный автомобиль, сочетавший полноценный легковой полный привод и кузов общего назначения - AMC Eagle 1980 года, который был построен на основе платформы AMC Concord, от которого отличался увеличенным дорожным просветом и системой полного привода Select Drive с вискомуфтой, которая управлялась флажком на панели приборов и допускала постоянную эксплуатацию в режиме AWD (что составляло важное отличие от других систем легкового полного привода тех лет):

Типичная кроссоверная особенность - "однокнопочное" или вообще полностью автоматическое управление системой полного привода. Ведь это - легковой автомобиль, водителю которого вовсе не надо нагружать себя информацией о том, как она работает.
Типичная кроссоверная особенность - "однокнопочное" или вообще полностью автоматическое управление системой полного привода. Ведь это - легковой автомобиль, водителю которого вовсе не надо нагружать себя информацией о том, как она работает.

Основное назначение этой машины было - эксплуатация в качестве обычного семейного легкового автомобиля в штатах со снежной зимой, где обычные заднеприводные машин часто застревали после серьёзных снегопадов, а также редкие выезды "на природу" без покорения серьёзного бездорожья. При этом он не позиционировался в качестве полноценного внедорожника, хотя и был кое на что способен в этом плане.

По сути, единственным его отличие от того, что сегодня мы называем "кроссовером", является то, что у него была обычная легковая посадка водителя и пассажиров - следствие унификации по кузову с легковым автомобилем. Это было скорее следствием технологических и финансовых ограничений, чем сознательным выбором разработчиков. Но к нашему времени технологии массового производства развились в достаточной степени для того, чтобы у автомобилей, построенных на одной платформе, иметь различную высоту щита моторного отсека - а значит и разную высоту крыши, и разную высоту подушек сидений - стало экономически целесообразно.

-7

Нечто подобное предлагали в те годы и японские фирмы, например Toyota и Subaru. Однако у них полный привод был подключаемым и не работал на дорогах общего пользования; у тех же Subaru, если я не ошибаюсь, межосевой дифференциал появился только к середине 1980-х, а до этого задний мост подключался жёстко. Хотя для своего времени это всё равно были очень интересные машины.

Внедорожная атрибутика не должна смущать: перед нами легковой автомобиль с чуть повышенной проходимостью. И чем дальше - тем больше этот класс будет уходить от темы внедорожной эксплуатации.
Внедорожная атрибутика не должна смущать: перед нами легковой автомобиль с чуть повышенной проходимостью. И чем дальше - тем больше этот класс будет уходить от темы внедорожной эксплуатации.

В своём же полностью современном виде класс кроссоверов сформировался только в середине девяностых, уже после начала бума популярности SUV на базе "траков" - когда появились установившие его стандарты вплоть до настоящего времени Toyota RAV-4 (платформа, родственная использованной на Toyota Corolla) и Honda CR-V (модифицированная платформа Honda Civic). И после этого развивался без особых инноваций - оптимальная схема была найдена практически сразу.

А теперь давайте взглянем ещё раз на автомобили, вынесенные в заголовок, и посмотрим, насколько они соответствуют приведённому выше определению ?! Да нисколько не соответствуют - это должно быть абсолютно очевидно...

-9

М-72 и "Москвичи" семейств М-410/М-411 - это фактически легковой кузов, поставленный на шасси от внедорожника, с двумя мостами на рессорах и жёстко подключаемым полным приводом, который даже по меркам того времени вёл себя на дороге именно как мостовой внедорожник, а не как легковушка.

Надеюсь, всем понятно, что это концепция, полностью противоположная той, которая заложена в кроссоверы ?.. Да - и те, и те совмещают признаки легкового автомобиля и внедорожника, но в противоположном соотношении:

  • Кроссовер - кузов как у внедорожника на легковом шасси, пусть даже и полноприводном ("овца в волчьей шкуре");
  • М-72 - кузов от легковушки на мостах и с трансмиссией от внедорожника ("волк в овечьей шкуре").

Правильное определение для такого автомобиля уже приводилось в этой статье - это комфортабельный внедорожник с несущим кузовом, которому для экономии на оснастке (!) выдали кузов от легковушки. Замысел создателей был именно в создании внедорожника с повышенным комфортом, а не расширении эксплуатационных качеств "Победы" при сохранении её легковой сущности. То, что кузов этот несущий - ничего не меняет; например, у ЛуАЗа он тоже фактически несущий (т.н. интегрированная рама), но называет его "кроссовером" вроде бы не пытаются ?..

Вот это - реальный аналог полноприводных "Москвичей": кузов как у легковушки на мостовом шасси от полноценного внедорожника.
Вот это - реальный аналог полноприводных "Москвичей": кузов как у легковушки на мостовом шасси от полноценного внедорожника.

Да, для своего времени это были какие-то попытки развития класса внедорожников в сторону сближения с легковыми автомобилями. Но вот в том ли направлении, которое представляют современные кроссоверы ? Отнюдь. Из более-менее современных моделей представителем этого направления являются машины типа Suzuki X-90, а не кроссоверы.

-11

С "Нивой" сложнее - она по конструкции своего шасси всё же приближается к легковушке благодаря независимой подвеске спереди. Но есть и другие факторы:

  • С технической точки зрения - наличие полноценной, а не упрощённой, системы полного привода с "понижайкой" и блокировкой межосевого дифференциала давало машине внедорожные возможности, явно превосходящие уровень легкового автомобиля, пусть и с полным приводом; управление всем этим требовало от водителя специальной подготовки и не было "однокнопочным", как положено кроссоверу;
  • С технологической точки зрения - "Нива" была построена на своей собственной, специально разработанной в качестве внедорожника, платформе, по сути не имевшей с легковыми ВАЗами ничего общего кроме двигателя, коробки передач и дифференциала;
  • С точки зрения маркетинга - эта машина продавалась именно как нишевый внедорожник, и не позиционировалась в качестве замены обычному легковому автомобилю; да и не могла полноценно ей быть, как минимум из-за непрактичного кузова и заметно повышенного уровня шумности и вибрации.

То есть, какие-то элементы, какие-то подвижки в сторону кроссоверов здесь имеются, но не более того. В целом имеем всё тот же комфортабельный внедорожник. С другой стороны - если бы "Нива" имела больше элементов от базовой модели "Жигулей", например - модифицированный кузов от ВАЗ-2102, то её можно было бы с серьёзной натяжкой назвать неким "прото-кроссовером" наподобие того же AMC Eagle; но не более того.

Кстати говоря, вряд ли может считаться кроссовером в современном смысле слова и ARO-10 / Dacia Duster первого поколения, который сейчас активно пиарят в качестве такового сами франко-румыны из "Дачии":

У этого автомобиля со внешностью утилитарного внедорожника основные агрегаты шасси были взяты от переднеприводной легковушки Dacia 1300, являвшейся лицензионной копией Renault 12. Так как эта машина имела компоновку как у "Москвича-2141", силовой агрегат и переднюю подвеску "максферсон" с реечным рулевым управлением оказалось возможным взять от неё практически напрямую (в коробку передач встраивался вал отбора мощности на заднюю ось); задняя подвеска ранней версии была также легкового типа - независимой на "косых" рычагах, как у старых BMW и "Запорожца".

Вроде бы, "начали за здравие"; но картину сильно портили чисто-утилитарный упрощённый кузов, жёстко подключаемый полный привод с "понижайкой", наличие отдельной от кузова рамы и позиционирование именно в качестве нишевого внедорожника - конкурента "Нивы". Из-за всего этого машину сложно считать полноценным легковым кроссовером - скорее она выглядит этаким странным утилитарным внедорожником, лишь слегка приближенным к легковушке по агрегатной части и поведению на дороге. По сути, речь здесь идёт о реализации той же самой концепции, что и у нашего ЛуАЗа - который имел силовой агрегат весьма сходной компоновки на основе узлов от легкового "Запорожца" и независимую подвеску всех колёс, но кроссовером его называть почему-то не торопятся.

Пусть вас не обманывает брутальная внешность а-ля маленький Ленд-Ровер - на самом деле эта машина была построена на чисто-легковом заднеприводном шасси от "Шкоды".
Пусть вас не обманывает брутальная внешность а-ля маленький Ленд-Ровер - на самом деле эта машина была построена на чисто-легковом заднеприводном шасси от "Шкоды".

Есть и другие машины близкого к рассматриваемому типу, в том числе и буквально соответствующие приведённому в начале определению - кузов как у внедорожника на шасси от легковушки, например новозеландская Trekka. Но я думаю мы сойдёмся на том, что для того, чтобы эта формула заработала по-настоящему, было необходимо предварительное условие в виде бума SUV начала 1990-х годов - только он позволил сделать такие автомобили привычным повседневным транспортом для миллионов людей, а не специфическими нишевыми моделями. А всё, что было до того, является скорее предысторией этого типа автомобилей.

Всем спасибо за внимание, и давайте не будем больше к этому вопросу возвращаться...