У отца был катушечный магнитофон Яуза, модель - 5. В СССР второй половины 60-х это была модная штучка, «шикарная вещь».
Наверное неслучайно именно эту модель увековечил в фильме «Бриллиантовая рука» режиссёр Леонид Гайдай?
Помните сцену в гостинице? Для растления главного героя аферистка включает танго «Помоги мне».
Кстати, включение производится характерным пинком по агрегату.
Примерно так же тогда порой настраивалось и изображение в телевизорах.
Да-а, крепкое было приборостроение в СССР.
Габариты «Яуза-5»: 385 х 375 х 215 мм, 11,8 килограмм веса упакованы в футляр с чемоданной ручкой.
Людям привыкшим с детства к наличию на ладони гаджета с моментальным доступом во все музыкальные библиотеки мира не понять прелести этого простенького «мафона».
Способного воспроизводить, а главное записывать музыку: с микрофона, звукоснимателя, приемника и трансляционной сети.
Ухо современного слушателя приучено к компрессированному звучанию Мр3. Громко, навязчиво и не очень приятно. Помню, когда впервые услышал знакомый трек в этом формате, то испытал нечто вроде шока. Настолько существенным было вычитание из звуковой палитры важных частот. Даже невольно возник вопрос:
- А рок-то где?
Режущий среднечастотный звон современных гаджетов невозможно сравнивать с приятным ворчанием низких и высоких частот лампового усиления. Даже самого простого, на заре отечественного магнитофона строения, например, как в «Яузе-5»:
1. Первый каскад универсального усилителя записи-воспроизведения на лампе Л1 типа 6Ж1П.
2. Второй и третий каскады универсального усилителя записи-воспроизведения на лампе Л2 типа 6Н1П.
3. Индикатор уровня записи на лампе Л3 типа 6Е1П.
4. Генератор стирания и подмагничивания на лампе Л4 типа 6П14П.
5. Оконечный каскад усилителя записи и воспроизведения на лампе Л5 типа 6П14П.
«Яуза-5» выпускался Московским электромеханическим заводом № 1 с 1960 года.
Магнитофон предназначался для двухдорожечной записи и воспроизведения на ферромагнитной ленте типа 1, типа 2, С или СН . Используются две скорости движения ленты. Переход с одной дорожки на другую осуществляется перестановкой и переворачиванием катушек с лентой. Имеется двусторонняя ускоренная перемотка.
Скорость записи и воспроизведения 19,05 и 9,53 см/сек. Продолжительность непрерывной записи и воспроизведения при емкости катушек 250 м при скорости 19,05 см/сек 22 мин, при скорости 9,53 см/сек 45 мин на каждой дорожке.
В комплект магнитофона входит 3 кассеты, две с ферромагнитной лентой типа 2, соединительный шнур и электродинамический микрофон МД-41 или МД-47, разработанный одним из заводов Тульского Совнархоза специально для магнитофона «Яуза-5».
На нашей «Яуза-5» отец слушал Высоцкого, затем, его младший брат, дядя Саша приходил в гости и приносил записи Beatles, Deep Purple, Wings...
Лет в 12 я стал полноправным владельцем этого чуда техники. Впрочем, лентопротяг вскоре умер, а я перешёл на новый прогрессивный носитель: компакт кассеты.
А Яуза какое-то время стояла в углу, пока я не стал играть на гитаре. Лет в 16 я открыл в этой технике новые свойства.
Оказалось, можно использовать магнитофон как комбоусилитель. Выкручивая до упора регулятор уровня записи я получал легкий перегруженный ламповый звук. 2,5 ватт его динамиков вполне хватало для домашних занятий и даже репетиций с барабанами. Лишь много лет спустя я узнал что так делали многие западные гитаристы в конце 60-х, начале 70-х. Например, Кейт Ричардс из Rolling Stones или Ричи Блэкмор (Deep Purple).
А был ли у вас магнитофон, если да, то какой, что слушали и какова дальнейшая судьба прибора?
#магнитофон #брилиантоваярука #музыка #ссср