Как же любят многие из нас «раскрывать» чужие скелеты в шкафу, подбираться к чужим тайнам и щелкать загадки чужой жизни, как орешки! Порой диву даешься – насколько человеку чужая жизнь бывает интереснее своей собственной.
Говоря словами незабвенного Ларошфуко «Все любят разгадывать других, но никто не любит быть разгаданным».
Хлебом не корми – дай «проанализировать» чужие судьбы и поступки. А если это все еще и «приправить» мистикой – красота, да и только!
Так было во времена и, наверное, так будет и в далеком будущем – такова уж человеческая натура. Причем любопытство доморощенных «пинкертонов» поистине никогда не знало границ как в прямом, так и в переносном смысле.
Оно доставляло беспокойство не только живым, но и распространялось в погоне за ответами на пикантные вопросы и на души усопших. Благо, медиумы, как и само любопытство, появившись однажды на заре человечества, были и останутся «константой» на века. Через них-то можно было добраться до любого, даже если он скрылся за дверями загробного мира.
Коль уж суждено было человеку уйти, оставив после себя неразгаданные загадки, пиши пропало – не будет покоя его душе, покуда не докопаются до истины любопытствующие.
Рядись да судить было излюбленным делом обывателей столицы XIX века. И на них-то и делали свои капиталы различные медиумы и спириты средней руки и весьма сомнительных способностей.
Тайна генерала
Итак, представим: конец XIX века, старый, непарадный Петербург, осенняя хмурь, морось и туман – все так, как испокон веков водилось за северной столицей.
В одной из квартир на Васильевском острове сильно «запахло» мистикой, да так, что притянуло несметное количество желающих прикоснуться к этой тайне, если не из любви ко всякого рода загадкам, то из желания разнообразить свой досуг.
В квартире этой проживал инженер-механик Самойлов. Она досталась ему внаем после смерти прежнего квартиранта – почившего генерала Масленникова.
Последний при жизни слыл большим затворником, в свет не выходил, с соседями не знался, а посему в народе стали поговаривать, что генерал, явно, владел какой-то тайной. И тайна эта, без сомнения, даже после смерти не давала ему покоя. Свидетелем тому стал инженер Самойлов.
Въехав в квартиру через месяц после смерти генерала, Самойлов ни одной ночи не спал спокойно – в квартире то тут, то там были слышны странные стоны, вздохи, всхлипы и шаркающие шаги. Все знакомые инженера в один голос заговорили о том, что это неприкаянный дух Масленникова разгуливает по квартире, тщетно пытаясь отыскать что-то, что представляет для него особую важность и без чего он уходить не собирается.
Желая приобщиться к «тайнам следствия», знакомые, а чуть позже и вовсе незнакомые люди, узнавшие о призраке из самых что ни на есть «достоверных источников» (сплетни, и правда, как и красота, - страшная сила), старались во что бы то ни стало нанести визит инженеру в надежде услышать все собственными ушами, а быть может, даже встретиться и перекинуться парой слов с мятежным духом.
Но, что касается всех сторонних наблюдателей, то для них это было всего лишь поводом развлечься и перемыть косточки старому генералу, а для Самойлова это превратилось в насущную проблему – бессонные ночи с такими вот «приветами из преисподней» вымотали его напрочь.
Всесильный медиум
В то время в Петербурге, впрочем, как и во всей Европе, было модно по любому поводу обращаться к медиумам, предсказателям, спиритам. Ну а здесь повод, как ни крути, - самый уважительный.
Недолго думая, Самойлов обращается за услугами к модному в ту пору медиуму – Марии Пуаре. В сущности, медиумом она стала в силу обстоятельств, когда ее, актрису Императорского театра, вежливо попросили оставить сцену. Грех не воспользоваться востребованной в ту пору «профессией» и не заработать себе на обеспеченную старость. Зарабатывать ей, надо отдать должное, удавалось вполне неплохо.
Она же и раскрыла перед Самойловым все «карты» призрака, обозначив цель его визитов. Бумаги! А конкретнее – чертежи нового секретного оружия. Не успев реализовать свой проект при жизни, призрак, очевидно, стремился закончить начатое «удаленно», оттого и отправился сквозь границу миров на поиски своих секретных документов.
Поняв, что дело – дрянь, что никаких документов после смерти Масленникова в квартире не было и в помине, а значит, найти их призрак не сможет даже с помощью потусторонних сил и беспокоить его своей полуночной вознёй он, наверняка, не прекратит, инженер на следующий же день собрался и съехал с квартиры. И весьма зря! Стоило более критично отнестись к словам медиума, за которой тянулся шлейф нелицеприятной славы.
Мария Пуаре, будучи, по всей вероятности, довольно неплохой актрисой, легко и непринужденно обводила вокруг пальца своих богатеньких клиентов, многие из которых были весьма именитыми особами. Взять хотя бы ее хитрый «маневр», совершенный с целью заполучения в законные мужья графа Орлова-Давыдова.
Как уже было сказано, следуя столичной моде, граф у себя в доме часто устраивал спиритические сеансы, на которые неизменно приглашалась в качестве медиума Марию Пуаре. Неплохой заработок на таких сеансах не стал конечной целью молодой авантюристки. Богатство и титул – вот к чему стремилась эта экстравагантная особа. И, забегая вперед, скажем, что окрутить графа и получить причитающиеся блага дворянской жизни ей удалось.
Она лихо убедила графа в измене жены, навела на мысль о разводе, а затем осчастливила новостью о том, что она на сносях и скоро на свет появится наследник. Да-да, непременно наследник! Ведь она консультировалась с духами!.. Старый граф на радостях развелся, обвенчался, отписал пол состояния молодой жене, а остальную половину собирался оставить наследнику.
И вновь забегая вперед, надо сказать, что наследник действительно родился, но ни малейшего сходства с графом не имел. Как потом выяснилось, сын был вовсе не графский, да и не могло этого быть в принципе, потому что Мария Пуаре-Орлова-Давыдова была бесплодна…
Булочный призрак
По данному делу был громкий процесс, но это – уже другая история. А наша история была до банальности абсурдна. И, естественно, никакой мистической подоплеки здесь вовсе не было. Одна лишь женская хитрость Пуаре, влияние со стороны знакомых и соседей, внушивших Самойлову мысль о реальности призрака (скучно жил столичный люд, не хватало ему остроты ощущений, событийности) и банальная человеческая лень.
Почему лень? Вспомним, кем был Самойлов, - инженер-механик, человек, сведущий в законах физики. Стоило всего-навсего «включить» логику и смекалку – мощное средство против любых призраков – и мучения бы закончились в один миг. Но инженер пошел по пути наименьшего сопротивления.
А причиной таинственных охов-ахов была дымоходная труба соседней пекарни, которая соприкасалась с дымоходной трубой квартиры инженера. По ним-то, как по сообщающимся сосудам, гулял воздух, заставляя скрипеть и позвякивать цепи, удерживающие трубу хлебопекарни. Конечно, вся эта какофония внушала страх и трепет в ночной тишине!
Но, однако, правду говорят, что у страха глаза велики…
Подпишитесь на канал, мы обязательно вас удивим новыми статьями!
Это интересно
И еще больше 1 000 историй у нас на канале