Полковник Ортюков Г.С. был главной фигурой и являлся прямым руководителем и организатором всех поисковых работ. Ортюков был наделен особыми полномочиями, которые позволяли полковнику выходить на прямую связь с представителями органов власти, включая командование Уральского военного округа. С другой стороны, Масленников был хозяйственником и на нем лежала роль хозяйственного и бытового обеспечения поисковиков. Поэтому, кто внимательно изучал УД обратил внимание, что радиограммы которые посылал радист Неволин направлялись в два адреса. Масленников направлял радиограммы СУЛЬМАНУ А.М. , который был начальником Северной геологоразведочной экспедиции Уральского геологического управления и руководил поисковыми работами из Ивделя. А полковник Ортюков отправлял радиограммы непосредственно в Обком, оперативно докладывая Проданову о ходе поисковых работ. ПРОДАНОВ И.С. , 1-й секретарь Горкома КПСС Ивделя, председатель оперативной поисковой группы.
Таким образом, оперативное руководство поисковыми работами осуществлял Обком, в лице завотделом ОБКОМА КПСС Ермаш Ф.Т.
Как пути-дороги маршала Жукова Г.К. и полковника Ортюкова Г.С. пересеклись на Урале.
Полковник Ортюков Г.С. оказался очень полезной фигурой который имел обширные личные связи, отслуживший ШЕСТЬ лет в штабе Уральского Военного округа(УрВО). Поэтому партийное руководство области использовало связи полковника для координации действий всех поисковых отрядов гражданских и военных. Ортюков управлял полетами самолетов и вылетами вертолетов гражданской и военной авиации, взаимодействуя с местными и областными властями, а также руководством института.
С 1950 по 1956 годы Ортюков Г.С. был секретарем Военного Совета у легендарного Г.К. Жукова. Маршал Победы Г.К. Жуков в то время был в опале, и в 1948 году был назначен командующим Уральским военным округом. В 1953 году Жуков возвращается в Москву, а полковник Ортюков еще три года служит в штабе Уральского военного округа. Но после первой волны Хрущевского сокращения армии, полковника Ортюкова демобилизуют в 1956 году и он начал преподавать тактику, будучи одновременно назначен начальником учебной части военной кафедры УПИ.
Генеральское ли это дело искать пропавших туристов?
А почему бы и нет... Они же не свадебные генералы, им и карты в руки. В походе пропала туристическая группа, поход был организован турсекцией УПИ. Это государственная структура, профсоюзы, комитет комсомола, партийные органы, руководство УПИ, все они несут персональную ответственность за гибель людей и прежде всего Обком. Обком рулит всеми структурами власти от Исполкома, до командующего округом, до главного прокурора области. Так работала советская система.
26 февраля взволнованные родственники группы Дятлова послали на имя Хрущева Правительственную телеграмму, в которой потребовали принять эффективные меры по розыску пропавших туристов.
Дело вышло на всесоюзный уровень, о нем на всю страну заявил сам министр Внутренних Дел. Конечно же, учитывая реакцию высшего руководства страны ни о каких секретах тут речь не шла. 28-го вышло СООБЩЕНИЕ министра МВД РСФСР, в котором сообщается что созданы поисковые группы, им приданы для поисков самолеты и вертолеты, в поисках участвуют 46 спортсменов-лыжников.
В соответствии с указанием министра МВД РСФСР, 28 февраля в Свердловске была создана межведомственная Чрезвычайная Комиссия Свердловского Обкома КПСС в следующем составе:
•во главе Чрезвычайной Комиссии был назначен зам.председателя Свердловского облисполкома Павлов В.Г. (ВЛАСТЬ), по профессии - железнодорожник;
•нач. областного Управления МВД, Генерал-майор милиции Шишкарев М.Н. (милиция);
•1-й зам. командующего ВВС УрВО, Генерал-майор авиации Горлаченко М.И.(авиация);
•Нач. штаба УрВО, Генерал-майор ПОЖАРСКИЙ А.С.(командование УрВО);
•завотделом ОБКОМА КПСС Ермаш Ф.Т. (партийный контроль и координация);
•секретарь Свердловского горкома КПСС ПОМАЗКИН П.В.(партийный контроль и координация);
•генпрокурор Свердловской области Клинов Н.И. (следствие).
Без прямых указаний руководства всех уровней, от обкома, исполкома и до командира летного отряда механизм поисков работать не может. Поэтому комиссия ежедневно решала какие ресурсы для поисков нужно выделить, и тут же давались указания исполнителям всех служб. Нужны самолеты для поисков, нужны летные экипажи, нужно снаряжение, горючее, продукты питания для поисковиков, нужны деньги для оплаты трудов охотников манси, нужны командировки и разрешения для поисковиков. Все радиограммы идут в комиссию где оперативно принимают решения руководители всех структур власти. Работало все это очень оперативно.
Известный факт, когда экипаж вертолета из УрВО отказались брать на борт тела найденных туристов, то Ортуюков попросил Проданова напрямую связаться с Лелюшенко, командующим УрВО, и на следующий день проблема была решена.
Еще пример... Вспоминает штурман Г.Карпушин:
«20 февраля на самолете Як-12А на поиск группы вылетели командир самолета И.Спицын, я и двое представителей УПИ. С такой облачностью; как была тогда, летать вообще невозможно. Поэтому на смену нашему Як-12А из Свердловска был вызван самолет Ан-2, как имеющий лучшую навигационную аппаратуру. Кроме этого, в Ивдель прилетели еще три экипажа из 123-го отряда Свердловска и три экипажа эскадрильи ПВО. Кроме того, в распоряжение поисковиков было несколько вертолетов, которые раньше базировались в аэропорту Ивделя. Очевидно, эти машины предназначались для поиска беглых зеков из лагерей Вижая и Бурмантово, поэтому были всегда наготове».
Как видно, прямые указания сверху получали и гражданская авиация, и военный округ, и Служба охраны лагерей.
Механизм поисков заработал без чиновничьих согласований и проволочек, по прямому звонку членов созданной межведомственной Чрезвычайной Комиссии.
Почему КГБ оказался не удел и чего добивался Окишев, навязывая ракетную версию?
Гонка вооружений набирала обороты, противостояние с США усиливалось все больше. В 1958 году выходит Постановление СМ СССР "О мерах по усилению секретности работ по специальным вооружениям и оборонной тематике", была принята "Инструкция по обеспечению сохранности государственной тайны в учреждениях и на предприятиях СССР". 25 декабря 1958года был утвержден Закон - «Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик». Новый Закон судопроизводства, принятый 25 декабря 1958года наделял правом производства предварительного следствия только следователей прокуратуры и госбезопасности. Следственный аппарат МВД был ликвидирован.
Тут самое время вспомнить историю возникновения протокола от 6 февраля.
Согласно принятому закону 25/12/58 милиция, МВД больше не имела права вести любые расследования, следственный аппарат МВД будет ликвидирован. А что же это за документ от 06 февраля, к тому же написанный на бланке МВД, а не прокуратуры?
Проведение допросов милицией по уголовным делам, связанным с гибелью людей, в период 59 года было запрещено, расследованием убийств занималась прокуратура. Так в чем же тут фишка?
Дело в том, что МВД располагало широкой сетью внештатных, добровольных помощников из местного населения. Такой человек принимает участие в деятельности милиции под непосредственным руководством сотрудника милиции. Как правило, это были участковые милиционеры, или как Чудинов начальник поселкового отделения МВД. Формировался штат на добровольных началах законопослушных граждан СССР, которые за умеренную плату помогали органам милиции контролировать оперативную обстановку на местах. Официально осведомитель ежемесячно получал не менее 500 рублей, старыми деньгами. Приходя на работу, участковый доставал папку с донесениями своей добровольной агентуры, и знакомился с донесениями за прошедший день. Добровольные помощники(осведомители) составляли описание кто из не знакомых ему людей был у кого, когда и по какой надобности. Что необычного они могли наблюдать в поведении людей или необычные события.
Т.о. подобная агентурная сеть давала возможность милиции очень быстро получать информацию о правонарушения, посторонних лицах или обстоятельствах происшествий. Очевидно, что территория Ивдельлага усиленно контролировалась милицией, поэтому таким внештатным помощником капитана Чудинова и был Попов, начальник узла связи лесоучастка. Когда 28-го февраля началось предварительное следствие по делу гибели туристов, Чудинов получил задание следователя Иванова провести два допроса свидетелей из местных. Чудинов, как и положено, провел допросы на бланках прокуратуры, а допрос Попова от 6-го февраля был оформлен на бланке МВД и касался описания погодных условий начала февраля. В начале марта, гибель туристов от погодных условий бала основной и облпрокуратура вела сбор информации о погоде у местных жителей. Согласно регламенту ведения следственного дела документы подшиваются по мере их поступления. По этой причине протокол от 6 февраля в реестре стоит под номером 48. Вероятней всего, протокол допроса своего осведомителя Попова Чудинов написал 6 марта, а не 6-го февраля.
Возвращаясь к теме разговора, согласно Статьи 125, нового Закона судопроизводства следственным органам КГБ вменялось в обязанность проведение следственных действий по делам, связанным с гостайной.
Статья 125. Органы предварительного следствия
Предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 64—70, 72, 73 и 79 УК РСФСР, осуществляется следователями органов государственной безопасности.
Статья 64. Измена Родине
Статья 65. Шпионаж
Статья 66. Террористический акт
Статья 68. Диверсия
Статья 69. Вредительство и т.д.
Указами Президиумов ВС образовывались комитеты государственной безопасности при Совминах республик. В краях и областях создавались управления или отделы КГБ. 2 марта 1959г, совместным постановлением ЦК КПСС и СМ СССР было утверждено Положение о КГБ и его органах на местах.
Основные задачи органов государственной безопасности:
– разведывательная работа в капиталистических странах;
– борьба со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью иностранных разведывательных органов, зарубежных антисоветских центров и с их агентами внутри страны; – контрразведывательная работа в Вооруженных силах;
– контрразведывательная работа на специальных объектах, особо важных объектах промышленности и на транспорте;
– охрана государственных границ;
– охрана руководителей партии и правительства;
Органы госбезопасности вели активную деятельность, установив тщательное наблюдение за всеми, кто был допущен к государственной тайне. Этим же целям служили цензура на входящую и исходящую корреспонденцию и перлюстрация писем, а также запрет полетов самолетов над районами размещения объектов атомной промышленности."
Наступил момент истины
По Закону 25/12/58 Свердловская облпрокуратура не могла вести расследование гибели людей, связанных с техногенной аварией. Окишев прекрасно понимал, что версия, связанная с гостайной, это уровень следствия, выходящий за границы компетенций областной прокуратуры. Поэтому попытка Окишева доказать ракетную версию привела бы к передаче расследования в компетенцию областного управления КГБ. Но как ни старался Иванов накопать улики техногена ничего у них не получилось, кроме вырезок из газеты о Огненных шарах ничего не было. Тогда Окишев стал провоцировать родственников, чтобы те писали письма во все инстанции, что на туристов упала ракета.
Поисковик Аскинадзи:
"Тогда весь Свердловск говорил, что где-то на перевале взорвалась ракета. Этой же информацией начинял нас и полковник Ортюков. Возможно, что у него задание было такое. Прокуратуре было выгодно пустить слух о ракетной версии, потому что эта версия оправдывала всю секретность вокруг этого дела".
На основании жалоб родственников 15 апреля из Генпрокуратуры РСФСР прилетает Ураков, разбираться, что там Окишев мутит воду, про какой-то там техноген? В Москве знали, что никаких аварий с ракетами не было, иначе, расследование сразу бы передали в КГБ, минуя облпрокуратуру.
Более того, ввели бы особый режим охраны места трагедии. Туда бы муха не пролетела, а не то чтобы поисковики толпами 3 месяца ездили как на лыжный курорт. Никаких расписок о неразглашении с поисковиков не брали, потому что никаких секретов там не могло быть. Ураков сказал Клинову и Окишеву что в Москве считают дело исключительно гражданским и дал указание продолжать расследование.
Но когда в мае обнаружили четверку, то Уракова опять вызвали в Свердловск разбираться. Дело в том, что даже для проведения экспертизы на радиоактивность необходимо было получить разрешение, и Ураков такое разрешение дал. 17 мая Ураков вызвал в Обком Иванова, Окишева и Клинова, где стартовала операция "Радиация". На следующий день, 18 мая Иванов написал Постановления о назначении физико-технической экспертизы. Расчет был прост: получить от Левашова заключение экспертизы о выявленной радиации и передать расследование техногена в КГБ. Но никакой радиации, кроме повышенного радиационного фона Левашов не обнаружил. На этом версия Окишева с техногеном умерла, осталась естественная причина гибели группы туристов.
PS
Многие путают разные понятия, что такое радиация и радиоактивное заражение.
Радиация — это совокупность излучений, способных ионизировать вещество, тем самым вызывая в нем спонтанный распад атомов.
Радиоактивное заражение - это результат выпадения радиоактивных веществ из облака ядерного взрыва или аварии.
При аварии техногенного характера на месте гибели группы Дятлова присутствовал бы целый букет радиоактивных изотопов, как короткоживущих, так и долгоживущих. Причем, в результате распада образуются новые изотопы с характерным для них β-, γ-, α-излучением.
Это значит, что если бы 1-го февраля на склоне Хоолат-Сяхыль была бы техногенная авария, то 15 мая когда проводилась экспертиза, был бы полный букет β-, γ- и α-излучений. И не только самих изотопов, но продуктов их распада.
Но никаких γ- и α-излучений экспертом Левашовым обнаружено не было. Изотопов, кроме Калий-40 также обнаружено не было. Что абсолютно исключает техногенную аварию.
И даже версия некоторых диванных экспертов, что Рустем Слободин работал в "Свердловске 44". Юра Кривонищенко приехал из "Челябинска 40" и тоже мог привезти на одежде изотопы с работы, в деле Дятлова не работает. Не было обнаружено изотопов, кроме природного Калий-40, с периодом полураспада в 1,5 млрд лет.
В продолжении темы...