Как можно противостоять таким группам, как не ошибиться и вовремя распознать псевдосвященников, рассказывает митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин.
Противостоять подобным сектантским образованиям можно только двумя способами. Нам, духовенству, – разъяснять прихожанам, что такое секта, пусть даже под маской Православия, чем она отличается от Церкви. И второй способ (он для пострадавших от этой секты и их родственников) – обращаться в правоохранительные органы.
Приведу несколько примет, которые могут помочь верующему человеку распознать секту.
Нужно помнить, что существование любой секты основано на лжи.
Второе. Основная черта Церкви – внутреннее единство, соборность, основанные на Евангелии. Основная черта любой секты – противопоставление себя Церкви и всему миру («только здесь, только у нас спасение, все остальные – отступники»).
В современном мире многие уже привыкли к таким вещам. Например, как люди чаще всего подают себя политической борьбе? Через поливание грязью оппонентов («только я хороший, а все остальные обманщики и негодяи»). То же самое происходит в секте. И, к сожалению, находятся те, кто верит человеку, который себя объявляет самым праведным и чистым, а других обвиняет во всех возможных грехах. Однако такая позиция – классическая примета тоталитарной секты. Об этом надо знать, это надо хорошо понимать.
Самое главное, о чем хочется сказать: нам, христианам, надо читать Евангелие. Читать постоянно, буквально напитываться его духом. Я убежден, что тот, кто знаком с Евангелием, с книгами святых отцов, просто не сможет смотреть и слушать в интернете человека с сектантским сознанием с его угрозами, снами, видениями, никому не ведомыми дикими «чудодейственными» средствами, которые он противопоставляет Таинствам Церкви.
Преподобный Симеон Новый Богослов еще в IX веке писал о том, что лжестарцы и лжедуховники существуют потому, что находятся люди, которыми эта лжедуховность востребована. Мне кажутся очень верными также слова святителя Игнатия (Брянчанинова) о том, что мир жаждет актеров, идет за ними, так как именно актерство воспринимает как нечто самое настоящее, подлинное. То есть и в древности, и во времена епископа Игнатия, в середине XIX века, духовное «актерство» было очень популярно. Что уж говорить о нашем времени, когда на людей обрушивается вал самой разной информации, а настоящее, подлинное духовное просвещение почти отсутствует…
«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4. 1) – говорит апостол. Духовенству надо прилагать усилия, чтобы учить, а прихожанам – чтобы научиться истинной вере. Только имея надежные евангельские критерии, можно верно оценить ситуацию и понять, какого духа человек перед тобой.
Публикация сайта Симбирской епархии
приводится в сокращении