«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: "за мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня". Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю»
© Евангелие от Иоанна (гл.1 ст. 29-31).
Эпизод 1. "Александр Иванов"
Александр Андреевич Иванов - прекрасный русский художник первой половины 19 века. Юноша был настолько талантлив, что получил высшую награду Императорской Академии (большую золотую медаль) в возрасте 21 года! За это полагалась пенсионерская поездка за границу, в которую Иванов отправился спустя 3 года. Поколесив по Европе, художник осел в Риме, где создал себе мастерскую.
Главное полотно всей жизни Александра Андреевича, безусловно, «Явление Христа народу». Думаю, многие видели это устрашающе огромное полотно, размерами 5,4 на 7,5 метров. Работа над картиной заняла почти 25 лет!
Эпизод 2. "Явление Христа народу"
Идея для написания полотна приходит к Иванову еще в 1833 году, когда он углубился в изучение библейских сюжетов. Закончится же работа над картиной только в 1857 году.
Сюжет полотна основан на 1 главе "Евангелие от Иоанна". В ней описывается то, как во время крещения Иоанном Крестителем иудейского народа, появляется Агнец Божий (Иисус Христос). Собственно, Иоанн Креститель, держащий деревянный крест, и является центральной фигурой полотна. Слева от него расположились 4 апостола (будущие ученики Христа), а справа иудейский народ. Что примечательно, народ этот совершенно неоднородного состава - рабы и богатые, фарисеи и воины, а также простые жители (куда без них). Ну и чуть не забыли про самого Иисуса, который неспеша приближается ко всем вышеперечисленным.
Эпизод 3. "Что не понравилось?"
Ну и как часто это бывает, общество разделилось на два лагеря. В первом были довольно известные фигуры - критик Стасов и художники: Репин, Крамской, Боголюбов. Они всячески восхищались полотном и хвалили Иванова. Другие же персонажи решили высказать свое "фе". Чем не угодила работа? Большой размер полотна, слишком яркие краски (как заявлял критик Бенуа, "похоже на какой-то ковер"), недостаточность академизма (мол, слишком много эмоций у персонажей картины).
Ну а человеческий мозг далеко не совершенен. Ему часто приходится сталкиваться с когнитивными искажениями. Одно из таких искажений гласит следующее: "человеку весьма свойственно обесценивание положительного и сосредоточение на негативном". Вот и наш герой, который работал над полотном 20 лет и вложил в него всю душу, не смог пережить критику злых языков. Вскоре после того, как Иванов прибыл со своей картиной в Россию, он подхватил где-то холеру и быстро скончался. Не дождавшись 15 тысяч серебром и ордена Святого Владимира от императора Александра II за свое грандиозное творение...
Эпизод 4. "Бонусы"
Ну и бонусом для всех, кто дочитал до этого момента (вы уже герои), будут 3 интересные детали полотна. С большой вероятностью, самостоятельно вы могли этого не заметить!
1) На старике, который находится на картине слева и вылезает из воды, хитон серого цвета, а отражение на воде красного цвета.
2) Над головами апостолов, среди веток деревьев, можно разглядеть небольшое скопление людей, приветствующих Христа.
3) Под теми же деревьями, но уже под локтем Иоанна Крестителя расположился странник с посохом. Это никто иной, как сам художник, наблюдающий за происходящим (сразу вспоминается аналогичный прием у Пукирева в его "Неравном браке").
- Понравилась статья - подпишитесь на канал и поставьте лайк! (ЭТО БЕСПЛАТНО!!!) Вам совсем несложно, а другие люди смогут увидеть интересную информацию! Статьи выходят каждый день - вы не заскучаете!
- Всем мир!