Нет, все же вернусь к теме вооружений ВВС ЧФ в 1944 году, ибо мы еще не рассмотрели оснащение «ударных» авиаполков, а мнение уже многие высказали. Откровенно говоря в далекие 90-е, когда возобладала «прозападная» точка зрения, я наслушался всяческих мнений, что сорокопятка, «это прощай Родина», что пушка Грабина, это «никчемная балерина», что самолеты наши – «гуано полное». И, вообще, все оружие у нас было «не то», и вообще, Родина снабжала военных «не тем» оружием.
Сразу вспоминается «Белое солнце пустыни»: «Гранаты у него не той системы!».
Но вот ведь незадача: противник активно использовал трофейное вооружение. И, ладно бы где-то в тылу. Он это оружие использовал на передовой, причем, не в 1945-м году, когда ему самому не хватало оружия, а, с 1942 года, когда всего хватало, и использовал он это «плохое» наше оружие вполне успешно (против нас же). «Плохие» русские сорокопятки взяла элитная 22-я пехотная дивизия, и была довольна (просила только боезапас подвозить соответствующий). Некоторые орудия «перепрофилировались» и пушка Грабина из дивизионки стала тяжелой противотанковой пушкой. Правда, немцы и в этом не первооткрыватели: противотанковые полки РГК тоже состояли из этих орудий.
Оружие – это «железка». Да, от ее качества многое зависит. Меч в битве не должен быстро тупиться. НО (!) Эффективность использования оружия состоит из нескольких факторов, одним из них является умение владеть этим оружием (это к личному составу), вторым фактором является умение применить нужное оружие в сложившихся условиях (но, это уже к людям с большими погонами), третьим фактором является снабжение (это к тыловикам).
Как говорил мой прадед: "Главное, чтобы не добро было с кулаками, чтобы зло с синяками. Что толку, что тебе село лучшую шашку выковала, а ты на коня сесть боишься"
Меня всегда «умиляла» та часть военных, которые считают, что хлеб растет на стеллажах хлеборезки, а компот сам собой зарождается в бачке. Ведь вооружение создается не просто так. Его заказывают сами военные. Да, у нас есть традиция: вооружение заказывают «чиновники» с «большими звездами», которые иногда бывают оторваны от фронтовой реальности.
Ладно, вернулись к флоту, а, точнее к авиации флота. Доля правды во многих комментариях есть. У нас практически не было специализированных «морских» самолетов (летающие лодки не в счет, они сильно специфичны, и, задачи, решаемые ими, достаточно ограничены).
А, нужны ли были эти самые специальные «морские» самолеты? А, что, в то время, кто-то анализировал, что реально нужно флоту? С другой стороны, а, чем плохи те самолеты, что были?
Очень часто при анализе ситуации мешает зашоренность, шаблонность мышления. «Ил-2 это штурмовик, и все». Нет. Чистый штурмовик, это «Хе-129» с его двумя моторами воздушного охлаждения, бронированием 6 и 12-мм, защитой баков и трубопроводов, двигателей и кабины пилота, с возможностью подвески разного вооружения. С точки зрения технаря, Ил-2 – это многоцелевой самолет с легким бронированием (6-мм).
«Ил-2 не может быть топмачтовиком!» «Ил-2 не может быть пикировщиком!». Читаем немецкое донесение: «Четыре самолета типа «Il-2» с пикирования, шесть топмачтовым способом атаковали «Ossag»». Немцы пишут, что бомбу в борт всадил именно штурмовик. Оказывается флотские летчики… все могут.
Другое дело, что «комбайн» всегда хуже специализированного агрегата. (Лучше всегда работать набором специализированных инструментов, но, на всякий случай народ носит «мультитул»). Так и здесь.
Смотрим те части ВВС ЧФ, которые упоминаются в сводках (перечислить все части ВВС ЧФ – не является целью статьи).
11-я штурмовая авиадивизия придавалась флоту, изначально, как средство поддержки морской пехоты, инструмент, для подавления береговых батарей, борьбы с маломерными судами и катерами противника. Она и родилась в составе МАГ НОР. (Морской авиагруппы Новороссийского оборонительного района). Состав ее традиционный: один истребительный авиаполк (6-й гв. иап), два штурмовых (8-й гв. шап, 47-й шап). Все точно так же как у «армейцев» (например, в 214-й или 230-й шад)
6-й гв. истребительный авиаполк имел на вооружении (с октября 1943 года) самолеты Як-9Д (прибыло 36 самолетов). К апрелю 1944 года в его составе было 25 Як-9Д и три Як-1. Все самолеты исправны. Буковка «Д» обозначала «дальний» Самолет имел не два, а четыре бака, и соответственно не 320, а, 420 кг. топлива. «Самое то» для авиации флота, когда самолетам нужно совершать дальние вылеты, и подолгу висеть в воздухе. До 16 апреля 1944 года полк летал с аэродрома Анапа, с 18 апреля с аэродрома Саки в Крыму.
8-й гв. штурмовой авиаполк О нем многое написано, но, есть нюанс: штурмовики традиционно несли высокие потери. Несмотря на то, что в апреле полк имел неплохую укомплектованность, в нем было не только много новых самолетов, но и много «новых» пилотов (недавно прибывших из Моздока). В Моздок убыл бывший командир этого полка полковник Губрий (прославившийся под Севастополем), и именно там готовили пилотов-шурмовиков. Ранее полк работал с аэродрома Геленджик, а, 13 апреля полк прибыл на аэродром Саки.
47 штурмовой авиаполк Картина та же: много молодых пилотов и новых машин.
Одна особенность: все полки имеют больше самолетов, чем экипажей (что, опять же наводит на размышления)
А, ради интереса, на чем воевали "армейцы"? Глянем 4-ю воздушную армию, которая шла к Севастополю от Керчи. (марки самолетов даю, как в документах армии)
Состав 4-й ВА по состоянию на 10.04.1944г.
229-я истребительная Таманская авиадивизия (аэродром Фонталовская) имела в своем составе:
-один ЛаГГ-3 без экипажа.
-42-й гв. иап 10 самолетов Як-1, кроме того, опергруппа из 5 самолетов Як-1 на аэродроме Опасная
-88-й гв. истребительный Новороссийский авиаполк, в исправности 22 самолета ЛаГГ-3 и 19 экипажей
-249-й иап, в исправности 24 самолета ЛаГГ-3 (19 экипажей), кроме того 2 Аэрокобры без экипажей.
-790-й иап 19 самолетов ЛаГГ-3 (16 экипажей)
329-я иад
-57-й гв. иап 21 Аэрокобра (16 экипажей), на аэродроме Запорожская, кроме того 5 Аэрокобр без экипажей в Краснодаре.
-66-й иап 27 Аэрокобр (18 экипажей) на аэродроме Запорожская
-101-й гв. иап 24 Аэрокобры (24 экипажа)
Всего по дивизии 77 истребителей, 58 экипажей.
214-я шад
-2 самолета Ил-2 без экипажей Вышестеблиевская
-190-й шап 19 самолетов Ил-2 (15 экипажей) Вышестеблиевская
-622-й шап 13 самолетов Ил-2 (11 экипажей) Вышестеблиевская
-502-й Таманский шап 28 шт. Ил-2 (21 экипаж) Джигинская
-805-й иап 29 шт. ЛаГГ-3 (24 экипажа) Бугаз
Всего по дивизии 91 самолет (75 экипажей)
230-я шад
-210 шап 24шт. Ил-2 (22 экипажа) Ахтанизовская
-7-й гв. шап 25 шт. Ил-2 (17 экипажей) Трактовый
-43-й гв. шап 20 шт. Ил-2 (19 экипажей) Трактовый
-860-й иап 20 шт. ЛаГГ-3 (18 экипажей) Трактовый
-979-й иап 23 шт. ЛаГГ-3 (20 экипажей) Трактовый
Всего по дивизии 112 самолетов, 96 экипажей.
132-я нбад
-один «Бостон» А-20-Ж без экипажа аэродром Крымская
-244 бап 26 шт. «Бостон» А-20-Ж (23 экипажа) аэродром Крымская
-277 бап 28 шт. «Бостон» А-20-Ж (22 экипажа) аэродром Краснодар
-63-й бап 27 шт. «Бостон» А-20-Ж (26 экипажей), кроме того ДБ-3 1 шт, аэродром Крымская,.
-889 нбап 20 шт. У-2 (18 экипажей) Бугаз
-46-й гв. нбап 32 шт. У-2 (22 экипажа) Синяя балка.
Всего по дивизии 140 самолетов, 113 экипажей.
366-й орап
-Пе-2 18 шт., (18 экипажей)
-«Бостон» А-20-Ж 3шт. (без экипажей)
Картина почти та же (но, чуть хуже): те же самолеты, Ил-2, ЛаГГ-3, A-20G, Як-1 и... У-2 (причем, У-2 работают очень активно)
И, абсолютно та же картина, как и "флотских": жесткая нехватка экипажей.
Интереснее (с технической точки зрения) картина с минно-торпедной авиацией.