В соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются, в частности, те долги перед налогоплательщиком, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие ликвидации организации.
При этом строго говоря, согласно гражданскому законодательству и законодательству о государственной регистрации прекращение обязательства, а равно иные правовые последствия, аналогичные ликвидации организации, влечет не любое исключение организации из ЕГРЮЛ, а исключение лица из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица, т.е. на основании п. 1 ст. 64.2 ГК РФ и п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Это связано с тем, что в силу п. 2 ст. 64.2 ГК РФ правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам, влечет исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Причем понятие «недействующее юридическое лицо» раскрыто в п. 1 ст. 64.2 ГК РФ - юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. То же самое определение дано в п. 1 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ.
Таким образом, недействующим юридическим лицом согласно указанным законам признается именно лицо, не сдающее отчетность и не осуществляющее операции по счетам.
Однако, как известно, исключение из ЕГРЮЛ возможно также по иным основаниям.
Пунктом 5 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ установлено, что предусмотренный данный статьей порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случаях:
а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);
б) наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Но из совокупности приведенных норм следует, что к таким организациям предусмотрено только применение порядка исключения из ЕГРЮЛ, аналогичного тому, что применяется к недействующим юридическим лицам.
Учитывая данное регулирование, Минфин РФ Письмом от 12.10.2022 № 03-03-06/1/98594 подтвердил свою позицию (см. Письмо Минфина России от 26.02.2021 № 03-03-06/1/13404), что задолженность организации, исключенной из ЕГРЮЛ на основании п. 5 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, не может быть признана безнадежной для целей налогообложения прибыли по основанию ликвидации организации-должника.
Получить подробную информацию по данному вопросу Вы можете у специалистов АКГ «Интерэкспертиза», Департамент налогов и права.