Всем привет, дорогие друзья. Рад вас видеть! Сегодня поговорим про мониторы, а если точнее - только про время отклика. Дело в том, что хотя поверхностно все понимают, за что оно отвечает, на практике вы можете переплатить "за циферки", которые не имеют ничего общего с реальной картиной.
Чтобы такого не было, сегодня расскажу про время отклика монитора:
- Что это такое и на что оно влияет;
- Что важнее - частота или время отклика;
- Ну и главное - какой отклик нужен для мега-кибер-игр, а какого хватит для комфортной работы?
Давайте начинать!
Что такое "время отклика монитора"?
Вообще "временем отклика" принято считать время отклика (GtG), то есть Серый-к-Серому, или по-простому - время, за которое пиксель успевает поменять цвет. Также есть BtB, он же BWB, он показывает общее время с момента принятия команды монитором и до конца ее исполнения, что делается путем полного окрашивания пикселя в черный, затем в белый, а затем снова в черный.
Так вот, на упаковке/характеристиках/сайтах будут писать время именно GtG, то есть время, за которое пиксель меняет цвет, но стоит учитывать оба параметра. Окей, давайте приведу пример: вот у нас есть монитор, у которого BWB условные 5 мс, а GtG - 4 мс. Вот мы подергали мышкой, а монитор наши действия отразил только спустя 9 мс. При этом картинка на мониторе как бы... Движется, и чем меньше время GtG - тем меньше будет эффект "шлейфа".
То есть:
- BtB - задержка монитора;
- GtG - время, за которое пиксель успевает перекраситься.
А что важнее - частота или время отклика?
Представим себе, что у нас есть два монитора. Первый - на 60 герц и временем отклика GtG в 5 мс, а второй - с тем же откликом, но уже на 165 герц. Открою вам страшную, мать его, тайну: на 60-гц мониторе с изображением проблем не будет, тогда как на 165 герцах оно будет постоянно "размазываться". Это называется шлейфом, и особенно этот эффект выражен на VA и IPS (в немного меньшей степени) матрицах.
НО вот мы с вами говорим про задержки, но почему-то забываем, что так-то задержки надо суммировать. Плюсом, не стоит забывать, что жидкие кристаллы - они хоть и звучат круто, но все же законы физики работают и в случае с ними - они тоже имеют некоторую инерционность. Получается, что если сложить все задержки вкупе, то мы с вами получим... Ох, ну и холевар сейчас начнется...
Да. Если у вас монитор на 60 герц, то и изображение вы видите с опозданием на 20-50 мс, если не больше. И это при заявленном времени отклика матрицы GtG в 5 мс. С ростом частоты, внезапно, снижается и время отклика:
Время отклика на мониторах может быть аналогичным, однако чем выше частота - тем быстрее монитор выведет на экран актуальную информацию, и здесь дело даже не в условной задержке в пару кадров, нет. Просто если случилось так, что ваш компьютер выдал кадр, но не попал в момент, когда монитор кадр обновляет - этот кадр будет сидеть в буфере видеокарты и ждать примерно 17 мс (для 60-гц монитора), перед тем, как монитор его выведет.
Короче говоря, с ростом частоты снижается и общее время отклика монитора, и даже если у условной 60-гц панели будет время отклика GtG в 0.1 мс - она все равно будет иметь задержку больше, чем у, скажем, 165 гц с откликом в 3 мс.
Но ведь можно этого как-то избежать?
Все верно! Для этого придумали технологию адаптивной синхронизации, которая заставляет монитор обновляться ровно столько раз, сколько ФПС вы видите на экране в данный момент. Если у вас меньше 60 ФПС, и при этом включена адаптивная синхронизация, при прочих равных, экран с 60-гц и 144-гц разверткой будут иметь одинаковый отклик - тупо потому что обновление будет происходить только когда был построен кадр.
Проблема только в том, что на 60-гц экраны, как правило, адаптивную синхронизацию не завозят, а значит - фигушки, а не хороший отклик в игре. С другой стороны, раз и так понятно, что для каких-то динамичных игр нужна высокая частота обновления, какая частота нужна для работы?
Идеальная рабочая частота
По логике, я мог бы сказать, что чем выше - тем лучше и для работы. Более плавное движение картинки на мониторе в любом случае заставляет глаза уставать меньше, однако помним про цену: частота бесплатно не растет. В обычных рабочих задачах хватит и 60-гц частоты. Но важно обратить внимание на технологию Flicker Free.
А что касается частоты, то в данный момент можно найти монитор на 75 герц, который будет стоить столько же, сколько и 60-герц, но обеспечит несколько большую плавность изображения. Так что я считаю так: лучше взять 75-гц экран с технологией Flicker-Free, если вы планируете долгое время работать за компьютером, и при этом не хотите угробить свои глаза.
На этом у меня, пожалуй, все. Я постарался быть максимально краток и ничего лишнего в статью не пихал, но если я о чем-то забыл - не стесняйтесь поправлять меня в комментариях. На этом у меня на сегодня все, всем спасибо за внимание, до скорого!