Найти в Дзене
Наше наследие

Драхмапала Хаягрива

Дхармапала, сахюусан, срунма, тансун, чокьон, сунма, драгшед, чойджин, чхойкьонг, сахиус, धर्मपाल, dharmapāla, dhammapāla, ཆོས་སྐྱོང་, chos-skyong, Qögyong, 護法神, 护法神, hùfǎshén, хранитель, drag-gshed или докшит – это всё общие названия защитников – гневных божеств, защищающих веру и верующих. Многочисленные названия указывают на различия в нескольких религиях, многообразие направлений буддизма, а также зависят от культурных языковых кодов конкретного народа. Группа дхармапал, «ангелов хранителей», включает в себя идамов, дакинь и других божеств. Количество дхармапал варьируется, но наиболее почитаемыми среди защитников считаются: Махакала, Бегце, Палдэн Лхамо, Ваджрапани, Яма, Хаягрива, Ямантака. В классическом тибетском пантеоне к главным божествам-защитникам причисляют Пехара и Куберу, но в список восьми основных божеств у тибетцев не включается Ваджрапани. С Палдэн Лхамо (Шри Деви, Охин-Тэнгри и др.), женским трёхглазым божеством тёмно-синего цвета в тигровой юбке и короне из пяти че

Дхармапала, сахюусан, срунма, тансун, чокьон, сунма, драгшед, чойджин, чхойкьонг, сахиус, धर्मपाल, dharmapāla, dhammapāla, ཆོས་སྐྱོང་, chos-skyong, Qögyong, 護法神, 护法神, hùfǎshén, хранитель, drag-gshed или докшит – это всё общие названия защитников – гневных божеств, защищающих веру и верующих. Многочисленные названия указывают на различия в нескольких религиях, многообразие направлений буддизма, а также зависят от культурных языковых кодов конкретного народа.

Группа дхармапал, «ангелов хранителей», включает в себя идамов, дакинь и других божеств. Количество дхармапал варьируется, но наиболее почитаемыми среди защитников считаются: Махакала, Бегце, Палдэн Лхамо, Ваджрапани, Яма, Хаягрива, Ямантака. В классическом тибетском пантеоне к главным божествам-защитникам причисляют Пехара и Куберу, но в список восьми основных божеств у тибетцев не включается Ваджрапани.

С Палдэн Лхамо (Шри Деви, Охин-Тэнгри и др.), женским трёхглазым божеством тёмно-синего цвета в тигровой юбке и короне из пяти черепов, мы уже познакомились. Более подробно о Палдэн Лхамо читайте в одноименной статье. Кратко опишем некоторых защитников Драхмы, ведь ритуальное костюмированная пантомима цам – отражение культа дхармапал.

Все высшие божества, в силу своих способностей, имеют по три глаза, а их короны венчают человеческие черепа в количестве пяти штук. Кроме «всевидящего ока» и украшенной черепами короны, драхмапалы имеют и другие украшения, указывающие на их могущество, силу, злобу и решительность: четки или ожерелья из человеческих голов, накидки и одеяния из шкур животных (слон, тигр) и человека, цветные тела, талисманы и др. Как правило все драхмапалы не только являются ипостасями других божеств, но и сами способны проявляться во множестве форм. Сегодня, ко Всемирному дню домашних животных, уделим внимание божеству, в образе которого исследователи усматривают почитание лошади (культ коня) в первобытных формах религии многих народов.

Маская Хайягривы с маленькой головой лошади зелёного цвета над короной
Маская Хайягривы с маленькой головой лошади зелёного цвета над короной

Хаягрива (Tamdrin, Дамдин, Тамдин, हयग्रीव, Хайягрива, Hayagriva, hayagrīva, horse-necked one, 馬 頭 觀 音, Голова лошади Авалокитешвара, Mǎtóu Guānyīn, 馬頭觀音, Mǎtóu Zūnzhě, Почтенная голова коня) гневное тантрическое божество красного цвета в тигровой юбке и короне из пяти черепов, перешедшее в буддизм, предположительно, из древней индийской мифологии.

Хаягрива, маска
Хаягрива, маска

Хаягрива, «имеющий шею (голову) лошади», «лошадиная шея», – одно из олицетворений бодхисаттвы Авалокитешвары (будда сострадания), являющего собой эманацию Будды Амитабхи (Амита Будда), идам (просветленное существо), божественный защитник учения и буддистов. Маски и изображения Хаягривы выглядят по-разному: с шестью руками и шестью головами, три из которых лошадиные (взирает на десять сторон света); с восемью руками; с одной антропоморфной головой и со светло-зелёной маленькой головой лошади, возвышающейся над короной; Хаягрива может быть трёхликим с лицами синего, белого и красного цвета, может быть двуруким и даже иметь крылья.

По преданиям Хаягрива спасает живых существ из шести царств или миров самсары – трёх высших добрых и трёх низших злых. К добрым мирам относят небесное (мир богов), полубожеское (мир асуров титанов, демонов и полубогов) и человеческое (мир людей) царства, ко злым – мир животных, мир претов (призраков и голодных духов), мир адских существ – нараков. Сама же самсара (сансара) – бесконечный путь перерождений – череда из рождений и смертей в разных мирах.

-5

Хаягрива известен у монгольских, тюркских, китайских, индийских и японских народов. Божество не только защищает веру, но и обладает способностью исцелять болезни, помогает верующим в устранении всех препятствий и создании благоприятной среды. К тому же Хаягрива покровительствует животным и тем существам, состояние ума которых сродни животным, а это, в свою очередь, подталкивает развивать доброту и любовь ко всем живым существам у представителей веры. В некоторых направлениях религий Хаягрива также тесно связан с огнём и подземным миром.