– Папка, папка, с работы пришел – выкрикнула Машенька и кинулась к отцу, который только вошел в дом и присел разуться. Со всей детской нежностью она обняла отца за шею и громко чмокнула его в щеку.
– Будет тебе, сейчас все платье об меня замараешь, дай умыться да руки помыть, иди лучше воды мне принеси – устало сказал Макар.
Каждый день он трудился с утра до позднего вечера в кузнице, поэтому дочь он видел только по вечам. Утром маленькая Маша еще сладко спала, когда он тихо собирался и уходил зарабатывать им на жизнь.
А жизнь у семьи Степановых была не легкая, мать Маши умерла, когда девочке было полтора года. Анна долго болела пневмонией, несколько месяцев Макар ухаживал за больной женой и лечил ее всеми возможными средствами. Совсем еще маленькую Машу он часто отводил к соседке, так как жена не могла в таком состоянии сидеть с ребенком.
После похорон Макар долго сидел на крыльце и смотрел отрешенным взглядом куда-то вдаль, слезы одна за одной катились по его небритым щекам. За последние дни он настолько старался держаться, что сейчас дал волю чувствам. Он пока не знал, как ему справиться с горем и как растить дочь одному.
Человека не вернуть, а жизнь продолжается.
Макар трудился не покладая рук, Маше к тому времени уже исполнилось пять лет и она, как могла, помогала отцу по дому.
Ловко орудуя веником, Маня подметала пол. Потом шла в сарай за зерном, чтобы покормить кур, она чувствовала, что должна помогать отцу, хоть и была еще совсем малюткой. Потом она садилась на стул, сажала к себе на колени свою единственную куклу и подолгу качала ее, напевая знакомые колыбельные.
Что такое материнская любовь и забота Маша не знала. Мать она не помнила, но очень любила отца. Хотя Макар в силу характера всегда был немного резковат с дочерью, нежностей не одобрял, с детства и сам он был лаской родительской обделен.
В деревне все знали про их тяжелую судьбу и жалели Машу. Сестра Макара иногда забирала девочку к себе поиграть со своими ребятишками и поесть вкусных пирогов. Глаша любила племянницу и частенько могла приобнять ее, чем Макар был недоволен.
- Что ты приучаешь ее? Нечего ласкать девчонку, привыкнет еще вдруг – говорил он сестре и забирал Машу домой.
Как-то Маша раз пошла пасти гусей, и нее накинулась собака, да как схватит ее зубами за платье.
– Фу фу иди прочь, больно, помогите – кричала Маша, что есть сил, пытаясь вырваться от яростного пса.
Вдруг Маня почувствовала, что собака отступила, а потом увидела женщину, которая рьяно колотила злобного пса палкой, приговаривая:
- Ну ка, пошел от сюда, бешенная псина.
Сквозь слезы Маша посмотрела на свою спасительницу, это была чуть полноватая молодая женщина, в бледно-розовом сарафане. Кудрявые волосы на голове были плотно прикрыты косынкой, на шее красовались крупные бусы красного цвета.
– Испугалась милая? – каким-то добрым и теплым голосом сказала женщина, наклонилась к Маше и вытерла рукавом своего платья слезы на лице девочки. – Что же ты одна то тут, гусей пасешь? Еще мала ты по хозяйству хлопотать-то.
В какой-то момент Мане так захотелось прильнуть к этой незнакомой женщине с добрыми голубыми глазами, от которой так вкусно пахло парным молоком, обнять ее и почувствовать себя в полной безопасности.
– Как тебя зовут, хозяюшка? – нежно спросила женщина.
– Маша - еще всхлипывая ответила девочка.
– Пойдем-ка, Машенька, я тебя домой отведу.
Машину спасительницу звали Антонина, и она поселилась по соседству с их домом. Мать и отец Тони были люди престарелые, вот и переехала к ним она из другой деревни в помощь старикам. Детей у Антонины не было, а муж давно ушел от нее к другой бабе, так что ее ничего там не держало.
После этого случая Маша можно сказать прикипела к Тоне, бывает только увидит в окно, что та пошла куда-то, и сама за ней бежит хвостиком.
Бывало вешает Антонина белье, а Маня стоит таз держит, помогает. Что угодно готова делать была Маша, лишь бы рядышком этой теплой и уютной женщиной.
– Помощница ты моя – скажет Антонина, да чмокнет Машу в лоб. А Маша вся сияет от счастья, она то и знать не знала, что такое забота и нежность.
Однажды Маша подошла к Тоне, когда та сидела на завалинке и говорит:
- Тонечка, у тебя же малышей нет и мужа нет, а у меня папка хороший. Добрый и работу любит, бражку не пьет. Будь моей мамой, Тоня, будь пожалуйста – сказала Маня и полными надежды глазами посмотрела на Антонину.
Оторопев Тоня и слова то забыла от услышанного. Только обняла Машку, как родную.
А та в ответ прижалась и уткнулась носом в плечо женщины, и тихо улыбалась, по-детски, в ожидании того, что произойдет обязательно, что-то хорошее.
Вот и не прошло много времени, как два одиноких человека Тоня и Макар решили жить вместе, что поодаль ходить друг от друга. И появилась у Машки настоящая семья, семья, где есть мама и папа. А ребенку больше ничего и не нужно, кроме родительской любви и ласки.