Найти тему

Медлительный ребенок: что важно знать про меланхоликов и флегматиков

Полной противоположностью гиперактивного ребенка является гипоактивный малыш. Таким детям не позавидуешь. Родители сердятся, называя их «сонной мухой» или «копушей», сверстники в школе дают прозвище «тормоз».

Поначалу родители могут не заметить ничего подозрительного в поведении ребенка. Они в раннем возрасте не доставляют хлопот, редко плачут, любят спать, не требовательны к еде, быстро набирают вес.

Взрослые начинают волноваться, когда ребенок отправляется в детский сад. Они начинают замечать, что малыш медленно ест, медленно одевается, медленно говорит и малообщителен. Гипоактивные дети долго и тяжело привыкают к новым людям, к новой еде, к новым играм. Иногда может показаться, что у них низкий уровень интеллектуального развития, но это не так. Просто им требуется больше времени на выполнение просьб и заданий.

Кручу, кручу, кручу, педали кручу!
Кручу, кручу, кручу, педали кручу!

Портрет медлительного ребенка в дошкольном возрасте

Глазами педагога: эти дети постоянно задерживают группу, все поели, а они все еще сидят с тарелками супа, все оделись, а они только колготы из шкафчика достали. На занятиях молчат, на вопросы отвечают неохотно. Играют в одиночестве. Любят игры за столом: пазлы, дидактические игры, конструирование, рисование. Не умеют делать два дела одновременно: слушать и писать, одеваться и слушать. Правда, не хулиганят.

Портрет медлительного ребенка в школьном возрасте

На уроке не поднимает руку для ответа, не любит отвечать у доски, между письменным и устным ответом выберет первое. На перемене часто остается возле парты.

Не любит общественные места, экскурсии, культурные мероприятия.

Долго делает домашнее задание. За урок не успевает выполнить все задания из контрольной работы, но то, что выполнено, как правило, правильно. Не любит подвижные игры и уроки физкультуры, любит одиночные тихие игры за столом, читать книги и собирать конструктор.

Почему ребенок медлительный?

1. Низкая подвижность нервных процессов. С этим свойством нервной системы связан темперамент ребенка. К представителям медлительных типов темперамента относятся меланхолики и флегматики.

Дети-флегматики обладают уравновешенностью, они спокойны и послушны. Способны к длительному сосредоточению внимания, невозмутимы и старательны. Можно позавидовать их самообладанию и терпеливости. Аккуратны, рассудительны и постоянны. Могут выполнять работу самостоятельно.

Слабая сторона: безучастны к окружающему миру, у них снижена познавательная активность, им характерна вялость и медлительность.

Медлительным детям необходимо развивать двигательную активность и коммуникативные навыки. Им необходимо давать творческие задания, которые имеют несколько вариантов решения, чтобы развивать вариативность, уйти от стереотипного мышления и поведения.

Дети-меланхолики чувствительны и легко ранимы. Они не выражают свои чувства и эмоции ярко, при этом в глубине души испытывают сильные переживания, поэтому способны к эмпатии. У них высокий уровень самоконтроля, с трудом привыкают к новому.

Слабая сторона: неуверенность в себе, беспокойство и тревожность, боязливость. Такие дети нуждаются в одобрении и развитии умения преодолевать трудности, следует избегать чрезмерную требовательность при общении с ними.

А у вас так получится?!
А у вас так получится?!

2. Ритм и темп действий может замедляться во время или после острого и хронического заболевания. Полное выздоровление возвращает все на круги своя. Помните об этом, когда ребенок выходит после больничного в детский сад или школу.

3. Медлительным ребенок может становиться при выполнении какого-то определенного вида деятельности, так как не хочет этим заниматься, не любит данный вид работы или не понимает сути задания.

4. Когда ребенок не получает заботы, ласки и любви, он всеми возможными способами старается привлечь к себе внимание. Медлительность вызывает у родителей больше реакций, чем послушание и хорошее поведение. Ребенок готов терпеть окрики, угрозы, недовольство родителей ради внимания к себе.

5. Гиподинамический синдром – это не просто темперамент или черты характера. Это врожденная слабость процессов возбуждения в центральной нервной системе. Здесь обязательно нужно обращаться к врачу (психиатр, психоневролог, нейропсихолог, невролог), чтобы вовремя поставить диагноз и оказать своевременную помощь малышу.

Что важно знать о медлительном ребенке?

✨ Своим медлительным поведением ребенок не хочет никого злить, он не ленится и не капризничает, он, действительно, не может быстрее.

✨ Подгонять такого ребенка бесполезно и вредно, он тормозится еще больше. А так как подгоняют его везде и всегда, то появляется опасность неврозов, навязчивых действий, фобий.

Чем может помочь психолог?

Если в детском саду или школе есть педагог-психолог, он выстроит коррекционную программу для решения следующих задач: формирование позитивного отношения к своим особенностям, снятие эмоционального и телесного напряжения, формирование коммуникативных навыков, корректировка скорости и подвижности нервных процессов ребенка.

На берегу реки можно и помечтать!
На берегу реки можно и помечтать!

Что могут сделать родители?

✨ Создать спокойную и доброжелательную атмосферу дома.

✨ Регулярно демонстрировать веру в его способности. «Я верю, у тебя получится решить эту задачу», «Я знаю, ты справишься с ножницами и вырежешь ровно по контуру».

✨ Даже если задание им выполнено не очень хорошо, одобрять следует саму попытку решить ту или иную задачу. «В следующий раз получится ровнее, ты приложил немало усилий, чтобы написать. За это и хвалю тебя!»

✨ Хвалить за достижение в самых незначительных делах, чтобы малыш имел возможность проживать чувство удовлетворения от успеха.

✨ Учите делать самостоятельный выбор в привычных жизненных ситуациях: с какой игрушкой играть, какую модель собирать, что одевать или есть.

✨ Воздерживайтесь от соревновательных видов спорта и игр.

✨ Не опекайте чрезмерно медлительного ребенка. Если вы, пытаясь подстегнуть малыша, часть работы делаете за него, это никак не поможет ему развить собственные навыки и увеличить его темп. Решая за него примеры по математике, вы уменьшаете время выполнения домашнего задания, но у него не формируется навык счета. Вы моете его в душе, чистите ему зубы, помогаете одеваться, но делаете их безоружным в ситуации, когда вас рядом нет. Так что наберитесь терпения и ждите, когда он сам закончит ту или иную процедуру.

✨ Медлительным детям крайне важен режим дня. Только отлаженная последовательность действий может ускорить темп.

✨ Не требуйте моментального переключения внимания. Если вы хотите позвать малыша обедать, а он рисует. Предупредите ребенка за несколько минут, что скоро будет обед. Ребенку нужно время, чтобы осознать и принять тот факт, что алгоритм его действий в ближайшее время изменится. Если он играет в конструктор, а вам надо сходить в магазин, предупредите малыша за 15 минут о том, что ему предстоит в скором времени собираться. Можно использовать часы, чтобы дошкольник наглядно увидел, сколько времени осталось до смены действий.

✨ Делайте частые «переменки», чтобы скорость действий не уменьшалась. Медлительный ребенок быстро устает, ему требуются частые перерывы при выполнении напряженной умственной работы. Помните это при выполнении домашнего задания.

✨ Не давайте сразу несколько заданий. Он не может запомнить их все сразу. Каждое следующее поручение предлагайте только после того, как он выполнил первое.

✨ Играйте в игры со сменой скорости движений, от медленных движений к быстрым и наоборот.

С вами была педагог-психолог Елена Резепина. Требуется индивидуальная консультация? Пишите на электронную почту: rezepina.ea@yandex.ru или в комментариях.

До скорой встречи!