Найти тему

Здесь жил Александр Македонский со своим учителем Аристотелем

Оглавление

Сколько раз переименовывали Пловдив? Болгарские тайны. От апостола Андрея до провидицы Ванги. Глава 22. Андрей Кудин

Здесь жил Александр Македонский со своим учителем Аристотелем

Пловдив располагается в центральной части Верхнефракийской низменности на обоих берегах большой болгарской реки Марицы. Но это сейчас. В древние времена город был построен на трех гранитных холмах высотой более двухсот метров, появившихся на этой равнине в результате тектонических процессов. Эти возвышенности до сих пор сохранили свои турецкие названия: Небет тепе, Таксим тепе и Джамбаз тепе.

«Тепе» по-турецки означает «холм». Три холма отмечены даже в одном из названий города — Тримонциум (в переводе с латыни — Трихолмие). Самое же старое его имя, как утверждают археологи, — Эвмолпиада. Этот город, вероятно, возник в ХІІ веке до н.э. на Небет тепе. Позже он получает новое название (опять же от фракийцев) — Пулпудева, потом становится поочередно Филиппополом, Пылдином, Филибе и, наконец, Пловдивом. Очевидно, болгары заимствовали название Пловдив от фракийского Пулпудева, у которых оно было в ходу даже тогда, когда на протяжении веков город официально именовался Филиппополем.

 Античный театр (98—117 гг.), г. Пловдив
Античный театр (98—117 гг.), г. Пловдив

Десять лет назад вокруг этого названия разыгрался настоящий скандал среди болгарских историографов. Подогревали его спорные и по сей день вопросы: «Кто основал современный Пловдив?» и «Чье имя носил город?»

Все началось с того, что греческая община Салоников подарила общине Пловдива бронзовую статую царя Филиппа II Македонского, правившего Македонской державой во второй половине IV века до н.э. и захватившего Фракию. Считается, что он не только дал городу свое имя, но и расширил его границы и огородил их крепкими крепостными стенами.

Община Пловдива приняла дар, установила статую в центре города, и тут неожиданно вспыхнул яростный спор: «Кто такой Филипп Македонский, чтобы ставить ему памятник в Пловдиве?»

Часть ученых и горожан воспринимают статую как один из символов древнего города, но есть историки и их апологеты, которые реагируют на новый памятник, как бык на красную тряпку. По их мнению, Филипп Македонский не заслуживает монумента в центре Пловдива, потому что не он основал город, а другой Филипп — римский император Филипп Араб, правивший в начале III века, — и якобы именно его имя носил город…

Эпохи Филиппа II Македонского и Филиппа Араба разделяет более 600 лет. Трудно представить, что за столько веков основание Пловдива не было бы отражено в письменных документах. И действительно, такой документ есть. Безымянный древнегреческий автор пишет: «Во Фракии Филипп основал город, который назвал своим именем Филиппопол. Населил его всеми преступниками в свое царствование, поэтому местное население в шутку называло его “Понеропол” (“Город преступников”, с греческого)».

Вообще, это была обычная практика: империя, завоевав новую территорию, при отсутствии достаточного числа колонистов населяла их преступниками. Так, кстати, поступали позже и другие империи: например, Великобритания в Австралии или Россия — в Средней Азии и Сибири. Ничего страшного в том не было, поскольку первые потомки этих переселенцев становились вполне законопослушными подданными или гражданами.

Вернемся к проблеме Пловдива. Мэр Иван Тотев находит решение, которое не примиряет, но успокаивает обе стороны спорящих о памятнике Филиппу II. Он воспользовался реставрацией Античного стадиона и переместил статую на площадь далеко от центра города. И на этом, по крайней мере на время, споры затихли. Вопрос «Чье имя носил Пловдив?» решен в пользу Филиппа II Македонского.

И это утверждение со временем могут подвердить артефакты, скрытые в таинственных тоннелях под Старым городом. Там же, возможно, таятся и несметные сокровища великого сына Филиппа II, Александра Македонского, привезенные им из его персидских походов. Тоннели, прорытые еще фракийцами, должны хранить немало тайн. Как и дворец царя Филиппа, который в свое время стоял на холме Бунарджика (том самом, где установлен известный памятник советскому воину-освободителю Алеше). Говорят, в этом дворце жил и Александр Македонский со своим учителем Аристотелем. И, возможно, именно тут хранились его корона, жезл и меч…

Гладиаторы — не рабы, а свободные бойцы с неплохой «зарплатой»

Античный стадион Пловдива являлся одним из самых больших в древнем римском мире. Его длина составляет
240 метров, а ширина — 50 метров. Он имеет 30000 посадочных мест и был построен в начале II века, во времена императора Адриана.

Здесь, кроме спортивных соревнований, проходили и битвы гладиаторов. Об этом свидетельствует одна мраморная табличка — что-то вроде каменной афиши, на которой запечатлен гладиаторский бой. Письменных документов нет, но из истории известно, что не только в Риме организовывались подобные зрелища.

Каждые выходные тысячи мужчин в сотнях городов вступали в смертоносную схватку. Половина из них якобы погибала в боях. Добивали даже раненых, потому что жестокие зрители часто указывали большим пальцем вниз, что значило — смерть побежденным. Не знаю, почему никого из сегодняшних любителей истории не интересует, каким образом обеспечивалось подобное число крепких мужчин для ближнего боя при такой высокой смертности.

Предположим, на 1 января в империи имеется 100000 гладиаторов. К 7 января их останется 50000, 14 января — 25000, 21 января — 12500, 28 января — 6250. А к марту на сотнях городских стадионов будут биться… только по одной паре.

«Возможно, их число постоянно пополнялось военнопленными, обращенными в рабов», — неуверенно возразит любитель истории. Неуверенно, потому что знает, что войска Римской империи не брали так много пленных. Кроме того, покоренные народы становятся не рабами, а гражданами Рима. Это принципиальная политика империи: «Палка вначале, а потом морковь».

Есть и другая проблема. Обыкновенный военнопленный не может сразу же стать бойцом на потеху публике. Ведь гладиаторы бьются с оружием, которым не пользуются в армиях римлян, греков, галлов или фракийцев. В какой армии, например, солдат бьется с трезубцем и сетью в руках?

Надгробная плита гладиатора- фракийца, II в., г. Пловдив
Надгробная плита гладиатора- фракийца, II в., г. Пловдив

Обучение бойцов происходит в гладиаторских школах, где, кроме всего прочего, учат еще и актерскому мастерству, как сегодняшних американских борцов, например. Почему, увидим дальше.

Ученые действительно не могли понять, где римляне брали десятки тысяч отлично обученных мужчин, половина из которых должна погибать каждые выходные!

Как была решена эта задачка, в том числе и в древнем Пловдиве?

В последнее десятилетие археологи обнаружили немало надгробий гладиаторов. Речь идет о хороших, дорогих надгробиях, которые могли себе позволить только обеспеченные люди…

На мраморном памятнике, как правило, имеется образ гладиатора, и текст, в котором его безутешная жена сообщает, что ее муж умер в 72-летнем (!) возрасте, имея в своей карьере сотни боев… «Пустой будет без тебя наш хороший дом», — пишет в стихотворной форме жена. В аналогичном духе — и остальные надписи, обнаруженные в некрополях на окраинах римских городов. А еще на стенах стадионов встречаются надписи-граффити вроде «Салвиан — бык, да здравствует Флавий» под рисунком двух бьющихся гладиаторов...

Античный стадион, II в., г. Пловдив
Античный стадион, II в., г. Пловдив

Гладиаторы, получается, не рабы, а свободные люди, высокооплачиваемые профессионалы вроде современных футболистов. Они не бьются до смерти, и никто не убивает их по желанию зрителей, потому что они — чья-то частная собственность. Всем, особенно лучшим, владелец школы (подобия современных клубов) платит серьезную зарплату. Нужно быть сумасшедшим, чтобы доверять решение судьбы твоего бойца толпе.

Кроме боевых навыков гладиатор должен уметь эффектно падать, вставать или переворачиваться на земле, т.е. должен быть немного артистом. Конечно, при таких размахах и с учетом того, что гладиаторы бились с тяжелым металлическим оружием в руках, они неизбежно получали ранения и даже погибали. Но далеко не всегда. Остеологи, исследуя на кладбище в Эфесе останки умерших естественной смертью гладиаторов, обнаружили, что бойцы имеют от 10 до 30 костных увечий! То есть, чтобы вернуть в строй, их лечили врачи, они выздоравливали и продолжали сражаться. Очевидно, что речь идет не о рабах — никто бы не тратил средств на их лечение.

…Конечно, это предположения, но они основаны на логическом анализе историографических фактов и скрупулезном изучении археологических находок. А подобные исследования порой изменяют существовавшие до сих пор ошибочные представления.

Продолжение читайте в следующей главе на этом Яндекс Дзен канале Андрея Кудина.

Автор книги: Андрей Кудин

Андрей Кудин – ученый-китаевед, специалист в области истории религий. Окончил МГИМО МИД РФ и УУБА Кирилла и Мефодия. Доктор теологии. Автор многих монографий и статей об экономическом и духовном развитии стран Азии и Европы.
Андрей Кудин – ученый-китаевед, специалист в области истории религий. Окончил МГИМО МИД РФ и УУБА Кирилла и Мефодия. Доктор теологии. Автор многих монографий и статей об экономическом и духовном развитии стран Азии и Европы.

Вам может быть интересно:
►Исторические рассказы о Болгарии

►Подписывайтесь на мой Яндекс Дзен канал

►Подписывайтесь на мой YouTube канал

►ВКонтакте

►Telegram

Аудиокниги Андрея Кудина:

►Аудио книга Андрея Кудина: Болгарские тайны. От апостола Андрея до провидицы Ванги

►Аудио книга Андрея Кудина: Болгарские тайны. От Ахилла до Льва Толстого

►Аудио книга Андрея Кудина: Болгарские тайны. Русско-болгарские отношения от хана Кубрата до совместных полетов в космос

Другие площадки, на которых также продаются аудиокниги Андрея Кудина серии "Болгарские тайны":

►Ozon

►Audible

►Bookhead

►Bookmate

►BookTouch

►Библио

►Литмаркет

►МТС Библиотека

►Сторител

Электронные книги Андрея Кудина:

►Болгарские тайны. От апостола Андрея до провидицы Ванги

►Болгарские тайны. От Ахилла до Льва Толстого

►Болгарские тайны. Русскоболгарские отношения от хана Кубрата до совместных полетов в космос

►Частные предприятия в Китае: политика и экономика. Ретроспективный анализ развития в 1980-2010-е годы

►Византийско-русский синтез в каменных храмах Киева (конец X – XI в.)

Электронная книга сборник стихов Андрея Кудина:

►Где та гавань, тихая навеки

#болгария история #история болгарии #болгария #история #андрей кудин #болгарские тайны #литература #книги