Авторский проект краеведа и журналиста Игоря Маркина.
Все происходящее за гранью реальности не поддается логическому объяснению. Ведь «оно» – за гранью. Но нереальное проникает в мир людей, не спрашивая нас.
Столица черной магии
Лет двадцать назад член Ордена колдунов России, наш земляк Юрий Тарасов публично заявил: «Воронеж – столица черной магии».
Мотивировал Тарасов свое заявление не в последнюю очередь наличием в Воронеже одного из старейших городских районов под названием Колдуновка.
Колдуновка – часть Отрожки, ее территория очерчивается Ленинским проспектом, улицами Добролюбова, Зои Космодемьянской, 25 Января, Грибоедова и Рокоссовского.
Официально название «Отрожка» происходит от «отрог» – прибрежный выступ на реке.
По иной версии «Отрожка» ведет свою «родословную» от «Рожки», что зафиксировано в ранних документах.
Почему так? Городские предания рассказывают, как во времена Петровского кораблестроения один из сподвижников царя Яков Брюс – тайноведец и чернокнижник – отправил в Воронеж собратьев по ремеслу, чтобы те, применяя свои умения, помогали строить Азовскую флотилию.
Имелась у Брюса Черная книга Соломона, которой он снабдил «командированных» в Воронеж колдунов. Книгу искали слуги Петра I, однако чернокнижники тайны не выдали. Тогда упрямцев переселили на другой берег реки Воронеж в район нынешней Отрожки. А изначальное «Рожки» пошло от слова «рога». В смысле дьявольские.
Отправленные на Левый берег колдуны стали первыми жителями нынешней Колдуновки, где со временем образовался целый клан чернокнижников.
Черный клан пользовался большой популярностью. Их боялись, но к ним же люди и тянулись. Влияние их ширилось. К эзотерикам шли гадать, присушить, навести порчу – да много зачем.
Чтобы снизить разросшееся влияние клана, на Колдуновке воздвигли храм Казанской иконы Божией Матери и церковь установила некий паритет между «белым» и «черным», добром и злом.
«Хрю!»
Не по заказу колдуны человеку вреда не делали. Но бывало, люди сами напарывались на неприятности. На стыке 1960-х – 1970-х годов компания колдуновской молодежи, приняв спиртного, отправилась ночевать в сарай к своему товарищу. Там стоял чан с каким-то варевом. Ребятам очень хотелось есть и они опустошили всю емкость.
А бабушка их товарища, поговаривали, «из тех самых». Утром она, увидев чан пустым, долго костерила нежданных гостей и причитала: «Чем я свиней кормить буду?» Затем, поостыв, добавила: «Ну, голубчики, сами виноваты…»
И «голубчики» захрюкали. Говорит из них кто-то нормальной речью, а затем непроизвольно – «хрю!» Испугались, конечно. Собрались уж бабке в ножки поклониться. Правда, до этого не дошло – вскоре хрюканье прекратилось.
Черная книга все же есть?
Внук этой же бабушки рассказывал товарищам, что у бабули есть Черная книга, которую бабка хранит в одном из сараев и читает ее исключительно по ночам. Раз бабка доставала книгу из тайника, не удержала в руках, и фолиант провалился в огромную щель под пол. Спустилась, искала, искала – книга как сквозь землю провалилась.
Когда книга падала, бабка, пытаясь ловить ее, схватилась за распахнутые страницы и две из них остались у нее в руке. Внук потом друзьям эти страницы показывал. Буквы старые, бумага желтая, будто навощенная.
Вряд ли это Черная книга Соломона, но, возможно, из той же «серии».
Сейчас влияние эзотериков на Колдуновке едва ли ощущается. Однако кто знает, исчезли ли они совсем? Такое бесследно не проходит.
Не бойтесь нас…
Потустороннее есть, независимо от того, верим мы в него или нет. Ему от этого ни холодно, ни жарко – когда надо, проявится.
Когда-то в нынешнем парке Патриотов у воинского захоронения стоял хороший памятник – мускулистый человек голыми руками разламывал фашистскую свастику. Куда монумент делся – Бог весть. А на этом месте появился центр патриотического воспитания молодежи, который у нас чаще называют музей-диорама.
Диорама жила полнокровной жизнью – выставки, мероприятия. И все надо сделать в срок. Музейщики, бывало, работали до утра.
Некоторые из сотрудников курящие, а в помещении дымить нельзя, и приходилось выходить на улицу. Вечером или в ночи курильщики шли по лестнице через темный коридор. И по обеим сторонам, бывало, четко видели фантомы наших солдат времен Великой Отечественной. Их сначала побаивались – каково оно, столкнуться с целым строем привидений. Потом привыкли. Упокоенные под диорамой красноармейцы не внушали страха либо ужаса, печально делая внутренний посыл: «Да не бойтесь вы нас…»
Бывает и хуже
Но не всегда встреча с подобными существами заканчивалась миром.
Недалеко от музея-диорамы, рядом с парком «Алые паруса», есть улица МОПРа. Название расшифровывается так: Международная организация помощи революции. Стоят на МОПРа несколько домов, которые у нас называют дома-«паруса». С набережной Правого берега они и впрямь напоминают треугольные паруса.
В нулевые годы не раз и не два жильцы одного из этих домов обращались к священнику Успенской церкви с просьбой освятить квартиру. Священник уже перестал удивляться частым просьбам и на вопрос: «Батюшка, квартиру не освятите?», отвечал: «На МОПРа, что ли?»
Нехорошее там происходило. Кто-то из жильцов явственно видел в своей квартире темную сущность, другие плохо себя чувствовали, у иных – нелады в семье. Людям снились кошмары и было такое впечатление, что их кто-то реально душит.
Жуть случалась не во всех домах-«парусах», а только в доме 8-Б и лишь по стояку одного подъезда. Что интересно, в частном доме, на месте которого затем вырос 8-Б, происходило то же самое.
Разгадка проста – на месте многоэтажек некогда было старое кладбище. Но почему дурные случаи происходят только в одном из домов, стоящих на бывшем погосте – загадка.
После того, как батюшка освящал очередную квартиру, в ней все успокаивалось. Но начиналось в другой…
Фото – Pixabay, Игорь Маркин, из архива.