Здравствуйте, друзья!
Сегодняшнюю беседу мы начнём с небольшого эксперимента. Все вы, наверно, помните простое правило русского языка «Гласные Е – И в падежных окончаниях имён существительных».
Представьте себя в роли учеников. А я предложу вам разные способы знакомства с новой информацией.
Вариант 1
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с правилом «Гласные Е – И в падежных окончаниях имён существительных». Откройте учебник на страницах 67-68. Люда, читай правило.
Уважаемые читатели, достаточно ли вам для восприятия и обработки учебной информации просто услышать или прочитать её? Думаю, совсем небольшой процент ответит на этот вопрос утвердительно.
Вариант 2
Ребята, давайте познакомимся с правилом и попробуем изобразить его в виде схемы или таблицы.
Можно пригласить пару человек к доске (я практикую такую работу на закрытых досках), а остальным предложить составить таблицу в тетради.
Кто-то распределит материал по столбикам:
Кто-то составит таблицу – сетку:
В крайнем случае можно взять готовую таблицу.
Согласитесь, в таком виде правило воспринимается уже гораздо легче. Многим из нас требуется визуальное выражение научной информации через схемы, таблицы, графики. К тому же умение преобразовывать информацию из текстовой в графическую и наоборот является одним из важнейших метапредметных умений.
Вариант 3
Как вы думаете, ребята, а можно ли нам обойтись без заучивания этого правила наизусть? Думаете, нельзя? А я попытаюсь доказать вам обратное! Оказывается, не только к корням можно подбирать проверочные слова. Такие слова можно подбирать и к другим морфемам. Так, для орфограммы «Гласные Е – И в падежных окончаниях имён существительных» проверочными словами могут стать те, в которых во всех падежных формах ударные окончания. Например, «земля» - для 1 склонения, «конь» - для 2 склонения, «степь» - для 3 склонения (или рука, плечо, грудь). Имея в арсенале слова-опоры, необязательно заучивать правило. Достаточно подобрать проверочное слово.
Как работают слова–опоры?
Подошёл к избушк(е,и). «Избушка» – 1 склонение. Подставляем опорное слово 1 склонения – «земля». Подошёл к земле. «К земле» – окончание Е, следовательно, в слове «(к) избушке» в окончании тоже пишем Е.
Написано в роман(е,и). Написано в коне.
Встречаются в жизн(е,и). Встречаются в степи.
Мы рассмотрели три разных варианта подачи учебной информации. Их намного больше. Очень часто в процессе знакомства с новым правилом я прошу ребят выступить в роли учителей и проверить, усвоили ли ученики тему, составив по содержанию правила вопросы. Очень эффективным приёмом я считаю объяснение материала учениками. Я заранее консультирую группу детей, затем они помогают мне в проведении урока. Интересно, что дети находят для других детей только им понятные слова. В итоге материал усваивается гораздо лучше.
Форма подачи учебной информации очень важна. У каждого человека своя ведущая репрезентативная система. Именно она отвечает за восприятие и усвоение информации.
Выделяют четыре вида репрезентативных систем: аудиальную, визуальную, кинестетическую и дискретную. Одному человеку достаточно просто услышать текстовый материал. Другому к услышанному нужно добавить изображение. Для третьего важны ощущения, чувства. Четвёртый взаимодействует с внешним миром, опираясь на законы логики, рациональности. Людей с «чистой» репрезентативной системой встретить трудно. Чаще мы имеем дело со смешанными психотипами. И всё же у каждого из нас более развиты те или иные каналы восприятия. Именно поэтому у каждого ребёнка на уроке должна быть возможность принять, обработать и усвоить информацию удобным именно ему способом.
А какой способ получения информации предпочитаете вы?
Благодарю за поддержку 👍 и комментарии.