Так много мыслей крутилось в голове, а теперь не знаю, с чего начать. Пожалуй, начну с прочитанного на канале «Животные» комментария под рассказом «Доберман с автобусной остановки». Коммент был про жестокость дрессировщика, использующего лозину для воспитания нужных навыков у собак.
Это мнимая жестокость, суровый подход дрессировщика оправдан? В чем оправдание использование в дрессуре «метода кнута и пряника»? Давайте разбираться вместе, а затем обсудим методы дрессировки в комментариях.
Впервые я оказалась на дрессировочной площадке, когда мне было всего 16 лет. Мой первый питомец, юный эрдельтерьер Эрик, был неуправляемым. Когда ему исполнилось 7 месяцев, остро встал вопрос о прохождении курсов послушания для собак. Ни я, ни мама, ни отец не справлялись с Эриком самостоятельно. Мы пробовали его учить командам, однако домашний любимец выполнял их под настроение.
Когда мой отец битый час пробегал за Эриком, упорно игнорирующим команду «ко мне», его терпение лопнуло. Тогда не было интернета, чтобы прочесть там отзывы о дрессировщиках, папе пришлось расспрашивать знакомых. Они порекомендовали парня, занимающегося дрессировкой собак, но с оговоркой: «У Юры эффективные, но довольно жесткие методы воспитания».
Мне на первый взгляд этот парень показался очень спокойным и рассудительным. Он говорил тихо и уверенно — казалось, ничто не может вывести Юрия из себя. Оказалось, что это не так.
Возможность оценить методы воспитания нашего дрессировщика не заставила себя ждать. Картина первая: 6 месячная керри-блю-терьер Пегги, страдающая избыточным весом, и при этом постоянно голодная, ворует сухарики из чужой сумки. Кто-то из владельцев собак, еще незнакомый с привычками местной обжоры, беспечно повесил сумку с лакомством для своего пса на невысокий кустик.
Заметив манипуляции воришки, собаководы хихикают. К пожирающей чужие сухарики собаке сзади подходит Юра с лозиной. Гибкий прут обжигает упитанный собачий зад, собака истошно визжит. После этого случая я ни разу не видела, чтобы Пегги воровала еду из чужих сумок.
Другой пример. Хозяева ходят по кругу, собаки идут без поводка, должны выполнять команду «рядом». Молодая доберманша ведет себя кое-как — забегает вперед, мешает другим собакам, изо всех сил саботирует тренировку. Хозяйка отчаянно призывает собаку идти рядом, та и ухом не ведет. При очередном выкрике владелицы команды «рядом», и последующем игноре со стороны ее питомицы, бесшумно возникает Юра с лозиной. Один взмах, и испуганная собака тут же становится четко у ноги свой хозяйки.
Я считала и продолжаю считать команду «ко мне» самой важной. Потому что именно эту команду владелец чаще всего использует, если его питомцу угрожает опасность. Наш дрессировщик безжалостно наказывал животных за ослушание, в итоге все собаки нашего курса выполняли команду «Ко мне!» неукоснительно. Ее на всю жизнь заучил даже мой залюбленный пес, донельзя избалованный многочисленными родственниками, всего лишь однажды получив от Юры лозиной по попе.
Но я видела и другое — никогда не забуду картину, как молодой доберман бежит в сторону дороги с оживленным движением, а за ним несется растрепанная женщина, истошно выкрикивая команду «Ко мне!» Эта женщина — наша соседка. Узнав однажды, что мы с Эриком занимаемся у Юры, хозяйка добермана брезгливо сморщила нос: «Вы ходите к этому живодеру? Фу! Я бы никому не позволила бить свою собаку...»
Игнорируя призывы хозяйки, сильный мускулистый пес несся через дорогу. Визг тормозов... После полученных травм, добермана пришлось усыпить.
«Бить или не быть, вот в чем вопрос...» Как по мне, уж лучше однажды избалованному любимцу получить по попе лозиной, и затвердить жизненно важную команду на всю жизнь, чем так страшно ее закончить...
А вы как считаете? Напишите свое мнение в комментариях.
P.S. Излюбленной фразой нашего дрессировщика была цитата из произведения Шекспира «Король Лир»: «Чтоб добрым быть, я должен быть жесток…»