Потихоньку продолжим нашу рубрику "Что мы только не смотрели!". И сегодня я предлагаю вам поговорить о сериалах. Да, это не совсем та тема, которую принято обсуждать в приличном обществе, но из песни слова не выкинешь! Советский кинематограф такого явления, как телесериал (он же - "мыльная опера") не знал, нам были знакомы только многосерийные фильмы. Обычно многосерийным считался фильм, в котором было больше трех серий. "Вечный зов", насчитывавший аж 19 серий, считался просто невероятно длинным. Были, конечно, еще и длиннейшие "Следствие ведут Знатоки", которые сегодня однозначно причислили бы к детективным сериалам, а тогда называли циклом детективных телефильмов. Ну, а по большому счету, грань тонка и однозначного показателя отличий многосерийного фильма от сериала на сегодняшний день нет. Можно разве что сказать, что фильм, сколько бы серий в нем не было, обычно имеет все же некий сквозной сюжет (плюс пару-тройку связанных с основным сюжетных линий), мыльная же опера единого сюжета не имеет вовсе (а порой не имеет и вообще сюжета как такового).
Триумфальное внедрение телесериалов на наши экраны началось 16 октября 1988 года, когда были показаны первые пять серий ставшей культовой для многих наших соотечественников (а в еще большей степени - соотечественниц) "Рабыни Изауры", обогатившей современный русский язык словом "фазенда". Сериал, в оригинале имевший сто 25-минутных серий, для нашего зрителя был переделан в более привычный формат, - пятнадцать серий продолжительностью по 60—70 минут. Сначала показали пять серий, затем, через три месяца, - остальные. Успех сериала был совершенно фантастическим. Уставшие от беспросветной тоски "эпохи перемен" люди с головой погружались в страдания благородной белой рабыни на фоне экзотической бразильской природы. Ах, как она страдала, как страдала!
Золотая жила была найдена - и сериалы хлынули на наши экраны бурным потоком. "Богатые тоже плачут" стали вторым пробным камнем. Интересно, что после первых восьми серий показ чуть было не прекратили, но на редакцию телепрограмм обрушился такой шквал протестов, что те быстро одумались. И понеслось... Зрители делились на поклонников "Санта-Барбары" и "Просто Марии". Потом к нам просочились странные молодежные истории, лишенные уже и вовсе какого-либо намека на сюжет, зато снабженные странным смехом за кадром, приводившим неискушенного отечественного зрителя в недоумение. Таким был, например, бесконечный французский молодежный сериал "Элен и ребята". Забавно, что популярностью он пользовался в основном не у молодежи, а у людей несколько более старшего поколения. Кажется, последними подтянулись романтико-приключенческие истории. Такие, как, например, "Гром в раю" (кто помнит?) Или детективные, как, например, "Детективное агентство "Лунный свет" с молодым (ну, сравнительно) Брюсом Уиллисом.
Наши кинематографисты опомнились не сразу. Но - сориентировались и тоже бодро включились в процесс, заняв свою нишу. Кстати, до сих пор считаю, что "Петербургские тайны" на голову выше всех зарубежных конкурентов. Впрочем. это уже совсем-совсем другая история. Думаю, про отечественные телесериалы мы с вами еще поговорим - если будет на то ваше желание, конечно.