Найти тему

Воспроизведение банального национализма в Турецких СМИ и на телевидении

В этой статье представлен краткий и доступный обзор работы Aynur Köse & Mustafa Yılmaz, опубликованный в журнале Nationalities Papers от 8 января 2013 года. Тема, исследованная авторами, коснулась банального национализма, его проявления в Турецкой прессе и СМИ. Статья содержит метод контент-анализа, для того, чтобы выявить, ключевые понятия, которые охватывают идею государственности, которая пропагандировалась в рамках презентаций ежедневных новостей​.

Для начала стоит отметить, что исследовательская выборка состояла из 36 ежедневных газет основных турецких СМИ от 3-го февраля 2010 года. Анализ показал, что даже в обычный день, когда националистические темы или события не освещались, государственность воспроизводилась через такие национальные формы как "мы" и "их", к тому же восхвалялась нация/страна, а также ставился акцент на общей истории и интересах нации. Таким образом, это еще раз подчеркивает постоянную трансформацию национализма, выделяя его не как забытую идеологию, а как то, что воспроизводится каждый день и стало неотъемлемой частью нашей жизни.

  • Стоит отметить, что часто банальный национализм, наблюдаемый в исследованиях социальных наук, имеет отличительную черту от национализма. Как отмечал Майкл Биллиг в своей книге «Банальный национализм​", "отличительной чертой является банальность, которая, казалось бы, отрицает теоретическое сознание". Иными словами появление национализма не требует инициатора, потому, что он всегда присутствует как эмоция и реперезентативная система, с которой мы взаимодействуем каждый день.

Наиболее яркой характеристикой банального национализма является его постоянное воспроизводство через повседневную рутину​. Самая главная причина этого заключается в том, что национализм как идеология, социальное движение и эмоция, усиливает восприятие того, что организация мира и науки является естественным состоянием и, следовательно, в умах людей формируется такой тезис, что мир без нации не возможен. Сегодня люди, которые не осознают, что живут в мире национальных государств, тем не менее сталкивается с символами, которые тонко подкрепляют их принадлежность к нации, выживание национализма происходит за счет постоянного укрепления этих искусственных связей.

-2

Немало важную роль в отражении того, что случилось в повседневной жизни, СМИ могут бессознательно влиять на массы. Они берут на себя важнейшую миссию, формируя стили представления событий и состояний людей​. Таким образом, смысловые слои, создаваемые националистическими дискурсами, проникают в повседневную жизнь через средства массовой информации, такие как газеты и телевидение, чтобы сформировать важную основу для национального единства и солидарности​.

  • Анализ турецкого национализма в прессе затронул такие темы, как спорт, религия, культурная самобытность, внутренние и внешние враги, прошлое-настоящее и экономика. Хоть националистическая кодировка слишком тонка, чтобы ее заметили случайные наблюдатели, тем не менее, анализ показал, что даже в день, когда не происходило никаких значимых событий, свидетельствующих о национализме, в то время, как события сообщались, был обнаружен тот факт, что слова, обозначающие национализм, использовались в новостях около 5 тысяч раз и около 2 тысяч раз в заголовках. Также анализ показал, что в банальной маркировке нации интенсивно использовались слова «турок, турция, и турецкость», которые представляют национальную идентичность.​ Затем словосочетания «страна, родина и территория» и «государство и республики» соответственно.

Далее, для наглядности, хотелось бы привести примеры, взятых из заголовок Турецких газет, которые были задействованы для анализа.

"Турецкие авиалинии взлетели высоко, несмотря на то, что гигантские авиакомпании потеряли силу в глобальный экономический кризис. Несмотря на глобальный экономический кризис,  Turkish Airlines стала самой быстро растущей  авиакомпанией, увеличив количество пассажиров на 12%"​.

Это объясняется тем, что в нынешних экономических условиях любая турецкая компания, которая достигла успеха, всегда изображается как национальный успех. Каждое достижение, достигнутое на международной арене, было представлено заявлениями восхваляя страну и нацию и ссылаясь на ее исключительность.

«Турция с распростертыми объятиями принимает 700 гаитянских детей» (Hurriyet),​
и «Турция протягивает руку помощи гаитянским детям-сиротам» (Turkiye).​

Эти заголовки подразумевают осознание того, что Турция проявила благородство помогая детям.

-3

Смотря на такие примеры, следует сделать вывод о том, что через такие заголовки СМИ способствует бессознательному воспроизводству национализма. Также стоит отметить тот факт, что, изучив позиции и идентичность газет, обнаружилось, что 81% газет метафорически используют красный и белый цвета, цвета турецкого флага. Почти половина газет (42%) предпочли использовать фигуру турецкого флага, что опять-таки служит ежедневному воспроизводству национализма.​

В качестве итога можно отметить несколько пунктов, которые играют ключевую роль в развитии банального национализма, с которым мы сталкиваемся постоянно, на протяжении всей жизни.

  • В воспроизведении банального национализма язык и слова играют существенную роль. Чувство дома передается людям через обращение к национальному «мы». ​
  • Такие слова, как регион-родина-родной город-нация, являются местом, где эти люди живут «здесь».​

Статья была написана с опорой на статью Aynur Köse & Mustafa Yılmaz, опубликованной в журнале Nationalities Papers от 8 января 2013 года. "https://vk.com/doc8266169_648407443?hash=v2ihjWwko6t2t7offV5Y37ys6HvOHyIbE3YVbGtcsWg&dl=w3V3QsxKapRfTKd6TTGsPgYz0xk2bN1cW6BMP4X6Dlz"