Найти тему
MILITAN

Чем занимались ВВС Индии в Конго во время миротворческой операции. Рассказывает командир эскадрильи Питер Уилсон

Оглавление

Питер Уилсон прибыл в Конго во втором контингенте индийских ВВС из состава "Миротворческой миссии ООН в Конго"(или просто - ONUC). Эта африканская операция стала для организации объединенных наций самой крупной за всю историю. Кстати, она пока еще является единственной в которой использовалась бомбардировочная авиация.

Герой нашей статьи, Петер Уилсон, как раз летал на бомбардировщике, британском среднячке English Electric Canberra (далее - Канберра). Он пробыл в Конго с начала марта по ноябрь 1962 года, пока их не заменил третий контингент.

Командир 5-й эскадрильи ВВС Индии и сослуживцы во время миротворческой миссии в Конго. 1962 год. Фотография общественное достояние.
Командир 5-й эскадрильи ВВС Индии и сослуживцы во время миротворческой миссии в Конго. 1962 год. Фотография общественное достояние.

Уилсон был скромным человеком и о своей службе в Африке говорил, только то, что когда они туда прибыли делать было уже нечего, первый контингент выполнил всю оперативную работу. О своем нахождении в Конго он рассказал несколько историй в интервью одному публичному интернет каналу.

Подразделение Уилсона базировалось на аэродроме Леопольдвилль, в столице огромной экваториальной страны. Аэродром имел взлетно-посадочную полосу длиной 4650 метров, в то время это была самая длинная в мире взлетно-посадочная полоса. Уилсон вспоминает красивые строения, а главное, это поверхность взлетно-посадочной полосы, по его словам она была "как стекло!" Подготовка ко всем операциям проходила в городке Камина, более чем в тысяче километрах к востоку от Леопольдвилля.

Всех офицеров расквартировывали в виллах построенных в колониальном стиле. В то время Камина была альтернативной бельгийской столицей на случай ядерной войны в Европе. База в Камине использовалась совместно совместно с другими частями сил ONUC, шведских на истребителях Saab 29 Tunnan и эфиопских на North American F-86 Sabre. Командовал базой швед, которая охранялась шведским батальоном безопасности.

Рыночные отношения

Индийские войска в Конго получали пособие от ООН, достаточно щедрое, но выраженное в конголезских франках. Шведские же военнослужащие в дополнение к пособию ООН, получали надбавку шведского правительства в размере 10 долларов США в день. Так уж получилось, что у индийцев не было никаких ограничений на покупку спиртного в местных магазинах, а вот шведы могли покупать только пиво и никаких крепких напитков. Сам Уилсон так это описывал: " . . . у шведов были доллары и не было виски, у индийцев было виски и не было долларов . . . Случилось неизбежное, появились спрос и предложение, желание торговать оказалось слишком сильным, чтобы им можно было противостоять . . . "

Некоторые летчики индийских ВВС стали продавать спиртное шведам, иногда задирая ценник вдвое. Однажды произошел инцидент. Пьяные шведы устроили дебош и были пойманы военной полицией. На "допросе" они признались, что купили алкоголь у индусов и собственно давно это делают. Командир базы позвонил Уилсону и потребовал, чтобы тот построил индийских летчиков на плацу, а шведские "покупатели" опознали тех, кто продал им спиртное. Уилсон вежливо согласился, но попросил изменить механизм опознания: "- Хорошо, только пусть все ваши солдаты построятся, а мои ребята покажут, кто покупал у них спиртное." После этих слов разговор закончился и ситуация ни когда больше не вспоминалась.

Питер Уилсон с летчиками 5-й эскадрильи ВВС Индии на аэродроме  Леопольдвилль. Фотография общественное достояние.
Питер Уилсон с летчиками 5-й эскадрильи ВВС Индии на аэродроме Леопольдвилль. Фотография общественное достояние.

Человек из северных стран

Помимо шведских, индийских и эфиопских экипажей, в Камине был одинокий норвежский пилот вертолета. Уилсон считал его достаточно знаменитым персонажем базы и очень его уважал. Серьезный и неразговорчивый он заслужил репутацию грубого, но профессионального пилота. Он провел В Конго уже два срока и даже получил за службу одну из высших наград Норвегии, какую Уилсон не вспомнил.

Во время полетов над Конго он практиковал так называемый "Канди Бомбер" (Candy Bomber или der Schokoladen Flieger), это когда с самолета сбрасывают пакеты со сладостями. Норвежец делал это над конголезскими деревнями, над которыми ему приходилось пролетать. Сам он называл это "Страхованием своей жизни". Однажды его спросили, какие воспоминания у него останутся об Африке, на что он ответил: "Слоновьи 3aднuцы". Так он намекнул на полеты во время которых он возил высокопоставленных персон, которые любовались дикой природой.

Воюйте без карт местности

Основные задачи для ВВС в Конго состояли в основном из разведки дорог и аэродромов, и иногда фотосъемки баз повстанцев в Колвези. Из сложностей отмечалась непредсказуемая погода, высокая облачность и постоянные электромагнитные бури. Кроме того, не было карт, пригодных для навигации, бельгийцы располагали только дорожными.

На самом деле силам ONUC запретили применять средства для аэрофотосъемки и разведки. Можно было использовать только бортовое оборудование бомбардировщиков, на них имелись камеры предназначенные для регистрации результатов бомбометания. Помогали летчики транспортных самолетов, которые вели фотосъемку личными фотокамерами.

Вы пугаете людей!

" - Когда мы отправлялись в Конго, конечно же понимали, что в нас будут стрелять. Однако за все время командировки в Конго наше подразделение ни разу не попадало под огонь повстанцев, а вот шведам так не повезло."

Шведский контингент использовал транспортные самолеты Curtiss C-46 Commandos (некоторые по субподряду). На них совершались регулярные рейсы Камина - Леопольдвиль - Уппсала-Эрна (Швеция). Перевозили персонал, на ротацию или в отпуск, топливо, провиант и время от времени важных персон, чтобы человек из северных стран покатал их на самолете. Однажды повстанцы сбили один шведский транспортный самолет. Он совершил жесткую посадку, в результате чего несколько человек пoгuблu. Выжившие решили разделиться на две группы, одна пожелала остаться у обломков и ждать помощи, вторая, которую возглавил бывший шведский спортсмен-олимпиец, решила отправиться за помощью своим ходом. Больше их никто не видел.

После того, как место крушения было обнаружено, организовали спасательную операцию. Уилсону было поручено обеспечить прикрытие. Он долетел до места и осмотрелся, повстанцев видно не было и он вызвал вертолет. Во время следующего прохода он увидел на земле людей, порядка пятидесяти человек бежали в сторону самолета и размахивали руками. Впереди толпы явно были европейцы, а вот за ними бежали несколько африканцев. Стрелять, даже предупредительную очередь, Уилсон не мог, и поэтому сделал несколько низких проходов прямо над ними. Он пролетел так низко над землей, что это вынудило людей броситься на землю. Летчик вертолета вызвал Уилсона по рации и передал: - Летчик Канберры, пожалуйста, остановитесь, вы пугаете людей! Африканцами оказались дружелюбные местные конголезцы. Они несколько дней жили рядом и помогали выжившим шведам.

Перегон самолетов в Индию

Когда командировка закончилась, нужно было перегнать четыре самолета в Индию. Остальной контингент возвращался регулярными рейсами авиакомпаний и был ограничен нормой провоза багажа в 20 кг. А вот для перегонщиков самолетов Уилсон разрешил взять с собой столько багажа, сколько поместиться в бомбовые отсеки Канберры.

"Во время вылета из Леопольдвиля наши "Канберры" были явно перегружены. Однако взлетно-посадочная полоса была очень длинной и позволяла нам без проблем взлететь."

Питер Уилсон в кабине бомбардировщика English Electric Canberra на пути в Индию.
Питер Уилсон в кабине бомбардировщика English Electric Canberra на пути в Индию.

Они проследовали через Найроби, где были заправлены и обслужены подразделением Королевских ВВС Великобритании. Один из механиков открыл бомболюк, что ему запрещалось делать по инструкциям, и был очень поражен увиденным и воскликнул: - Посмотрите на эту добычу! В Найроби взлетно-посадочная полоса была короче и находилась на большей высоте над уровнем моря, чем в Леопольдвилле. Самолетам пришлось проделать довольно долгий путь, чтобы подняться в воздух.

Post Scriptum

1 декабря была публикация на тему конголезийской войны 1960-1964 годов, в которой упоминались самолеты Fouga СМ.170 Magister. На фотографии ниже представлен вышедший из строя самолет французского наёмника су-лейтенанта Дюбуа.

В сентябре 1961 года индийские силы ООН в Катанге начали "Операцию Мортор" (на хинди означает "разгром"), которая подразумевала облавы на иностранных наемников и советников, а так же арест некоторых должностных лиц Катанги. Но как говорится, "что-то пошло не так" и вскоре это переросло в открытую войну. Почти сразу же в конфликте появилась авиация Катанги, в которой помимо старья, было три…
MILITAN1 декабря 2022
Вышедший из строя реактивный самолет Fouga СМ.170 Magister на аэродроме в Колвези.
Вышедший из строя реактивный самолет Fouga СМ.170 Magister на аэродроме в Колвези.

Друзья, Ваши лайки и комментарии (любые, даже простое - 😉) очень помогают в развитии канала.
Для желающих помочь каналу рублем:
4276 4800 1921 3399

Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!

Спасибо за внимание и до новых встреч!
@militan