Найти тему

«Ведь я буквально в кожу лезу»: Дарья Бойко о тонкостях работы тату-мастера

Ещё лет 20 назад девушка могла шокировать приличный офисный коллектив, набив татуировку на открытом месте. А по тату у парня окружающие начинали вычислять, где он «пребывал». Сегодня вопрос о том, бить или не бить, стал настолько же будничным, как «мясо или рыба?». Кстати, даже бортпроводникам в этом году наконец-то разрешили не скрывать татуировки (о новой политике сообщила авииакомпания S7 Airlines). Гораздо более актуальными стали вопросы, как найти подходящего мастера (ведь тату-салоны встречаются буквально на каждом углу), какие стили сейчас в моде и как остановиться, когда уже вошёл во вкус.

Тату-мастер сегодня — прежде всего художник, у которого может быть свой стиль и техника. Такой человек не набьёт вам китайский иероглиф с неприличным посылом, а поможет определиться с идеей, подкорректирует эскиз, отвлечёт беседой от боли (по желанию, это же не таксист), а также доведёт свою работу до статуса «произведения искусства».

Узнать о внутряках современного тату-мастерства нам помогла Дарья Бойко (@thatdude.tattoo). За три года работы в московской мини-студии Tattoo Naive она успела сделать столько разных татуировок, что может смело называться универсалом, хотя сейчас преимущественно работает в жанрах абстракции, ботаники, графики, fine line и микрореализма.

Мы поговорили с Дарьей о пути татуировщика, страхах и сложностях, а также взаимодействии мастера и клиента.

— Кажется, вы нашли себя, именно когда стали заниматься татуировками. Что было главным для вас в жизни до этого? Кем планировали работать? А кем мечтали стать в самом детстве?

— Мням, до этого меня не было. До татуировок я была уточкой, у меня было своё озеро, в нём тухло пахло и было много водорослей. Теперь у уточки есть высокий цилиндр и модная тросточка. А если серьёзно, то в детстве, как у любого ронина, у меня был либо путь в космонавты, либо в ветеринары. Третьего не дано. Поэтому по образованию я лингвист (улыбается — прим. ред.).

— Очевидно, что вы без ума от своего дела. Но всё же — какие спустя три года работы вы можете выделить неприятные стороны рабочего процесса? Вредные клиенты, туннельный синдром?

— Давайте без него обойдемся (смеётся — прим. ред.).

Самое неприятное — это резко отваливающиеся спина и шея, остальное зависит от настроения и средней продолжительности вашего сна. Но полностью здоровых татуировщиков (как и клиентов, впрочем) я еще не встречала.

Вообще сложно что-то выделить. Меня, наверное, больше всего бесит, когда эскиз не рисуется с первого раза. Это как в стишке Бородицкой: «Колдунье не колдуется, и настроенья нет…». Ещё, бывает, хочется покапризничать после особо трудных дней, растянуться на полу и не двигаться, но пока собраться в кучу и заставить себя работать получается. Зато когда клиент пишет: «Оно, кайф, го бить», у меня пердечный сриступ от счастья готов случиться, а ради такого стоит продолжать.

-2

— А что в работе самое-самое кайфовое в таком случае?

— Чувство, когда что-то получается. У меня все эскизы жутко черновые. Мне кажется, у меня ни один из них не был отрисован с начала до конца. И когда из месива трансфера на коже что-то появляется, это греет. Очень.

— Берётесь ли вы за рисунки, которые вам не близки? Может ли вообще начинающий мастер позволить себе выбирать?

— Может, но будет голодным какое-то время. Не стоит в начале отказываться от всего подряд, если вам это не близко. Просто поставьте себе какие-то мягкие границы, например: не трогать чужое, не повторять уже сделанное, всегда предлагать свой вариант идеи. Правила могут быть любыми, но в сильные рамки зажимать себя не надо, это будет сильно мешать. Однако для кого-то может быть первостепенным желание придерживаться какого-то концепта, тогда флаг в руки, но будьте готовы, что ваше видение мира могут не понять.

Раньше я не могла позволить себе отказать, очень боялась обидеть или навязать своё. Мне не близки ситуации, когда человек приходит за одной работой, а уходит с тем, что решил сделать татуировщик «потому что он знает лучше». Не знает. Лучше самого человека, который делает себе татуировку, никто не знает. Моя задача — услышать человека, предложить ему визуализацию его идеи, а не навязать своё мироощущение. Это интересный процесс, будто прощупываешь почву вокруг, чтобы дойти до заветного безопасного островка, который тебе сулит тепло и отдых.

Сейчас отказы бывают, но редко. Просто мне кажется, что у меня получилось наконец найти своих людей, которые предлагают сделать то, за что я берусь с интересом, вызовом или большой любовью.

-3

— Хочется поговорить о пути развития тату-мастера и его клиентах. Когда ты начинаешь заниматься каким-либо делом, ты берешь простые заказы и понимаешь, что результат твоей пока ещё неопытной работы, во-первых, соответствует низкой цене, во-вторых, будет существовать временно. Татуировка — это чаще всего история на всю жизнь. Как побороть в себе перфекционизм и страх и начать тренироваться? И как смотреть в глаза клиенту, который остался недоволен работой?

— Без понятия, мне до сих пор страшно (смеётся — прим. ред). Побороть страх можно — если начать, других рецептов здесь нет.

Мне всего пару раз говорили, что работа не понравилась, я тогда сильно расстроилась, почти растерялась. Если это повторится, я, скорее всего, вновь буду злиться на себя, параллельно думая, что можно исправить.

Так что никак. Откидываешь эмоции, поднимаешь глаза, смотришь и думаешь, можешь ли ты исправить. Если нет, то посоветуй мастера, который сможет. Это не только начинающих касается. Не забудь проанализировать, почему это вообще произошло и как, чтобы ситуация не повторилась.

Иногда работа может не понравится не из-за плохого качества, а просто из-за того, что вы друг друга не поняли. Ты что-то не услышал, клиент выбрал не того мастера или постеснялся сказать «нет». Всякое бывает.

— Важно ли наладить человеческий контакт с клиентом? Как вы это делаете? Может ли тату-мастер быть молчаливым интровертом?

— Для меня важно. Татуировка — это про тотальное доверие и очень тесный контакт, ведь я буквально в кожу лезу. Только это не означает, что надо болтать весь сеанс. Доверие выстраивается ещё до встречи, а качество коммуникации не зависит от количества сказанных слов.

Но все мы разные, так что молчаливых, даже замкнутых татуировщиков тоже полно. Если вам нравится работы определённого человека, то какая разница, улыбнётся он вам или нет.

-4

— Наблюдая за тату-сообществом, складывается впечатление, что это самые горящие своим делом люди на свете. Как так получается, что в эту область идут только трушные энтузиасты?

— Нуууууууу, не знаю, очень это натянуто. Татуировщики не стахановцы, это скорее дети, которым раньше запрещали ноги ручкой черкать, а теперь они «дорвались» (смеётся — прим. ред). Энтузиастов везде много, и рутина тоже встречается.

— Можете рассказать про свои татуировки? Есть ли какая-то концепция всех рисунков?

— Я боюсь, что просто уйду в перечисление. Скажем так, я люблю свои татуировки, даже те, которые стоит перекрыть. Концепции особо нет, просто собираю то, что запало в душу, сейчас упор на детальность. Мне нравятся кропотливые педантичные работы, где мастер готов над 1х1 см долго и упорно сидеть. Часть собрана от татуировщиков, за которыми я долго следила, небольшая часть останется ноунеймами или перекроется чуть позже, часть сделана мной самостоятельно. Наверно, если бы была возможность, я немного иначе сейчас всё расположила, но мне и так клёво.

— Какая самая необычная из ваших тату?

— Три года назад ушёл из жизни мой друг. В моменте меня дернуло, и я набила сама себе на коленке сахарный пакет с его глазом на упаковке. Когда мы учились вместе в Португалии, нашей любимой песней была «Я твой сахарный пакет», которую мы часто горланили, пугая прохожих. Так и родилась идея, я недолго думала, бить её или нет.

-5

— Встречали ли вы тату-мастера без татуировок?

— Да, моя подруга и коллега Женечек (itsevgesha.tattoo) не торопится с этим. Только лишь совсем недавно ей парень сделал два микроскопических сердечка на кистях. Мило!

— Человек решился сделать свою первую тату. Каков план действий?

— Если выбор татуировщика уже обдуман и сделан, то стоит описать идею, примерный размер и расположение, этих вводных данных будет достаточно, чтобы татуировщик смог сориентировать по цене работы и процессу подготовки к сеансу (предоплата, отрисовка эскиза, рекомендации перед сеансом). Лучше не делайте, пожалуйста, того, чего нет в рекомендации (например, самостоятельно убирать волосы или наносить обезболивающее средство), можете нечаянно кожу повредить, это никому не надо.