Найти тему

ЧТО ВЫ ХОТИТЕ УСЛЫШАТЬ И О ЧЁМ РАССКАЗАТЬ ПАЦИЕНТУ КАК ЗУБНОЙ ТЕХНИК

Как должен быть построен разговор между зубным техником и пациентом? В общении можно выделить две составляющих: «информация, которую нужно получить от пациента — прослушать» и «информация, которую нужно передать пациенту — проговорить». Рекомендуемое соотношение первого и последнего считается равным 2:1. Не зря говорят: «Два уха, но один рот», — то есть слушать надо в два раза больше, чем говорить, и это, как полагает автор, исчерпывающе описывает общение пациента и зубного техника.

Как уже указывалось выше, беседу начинают в положении напротив пациента, поддерживая комфортный зрительный контакт. Беседа начинается со знакомства. Даже если вы намерены сразу выяснить состояние зубов пациента, возможно, ему будет трудно сразу говорить на эту тему.

Автор, например, когда пациент немного привыкнет к его присутствию, начинает с такой фразы: «Что ж, давайте сделаем вас красивее». Автор не использует слов «чтобы можно было жевать» или «чтобы можно было есть». Именно «красивее»! Причина кроется в том, что красота = эстетика, а эстетика, в свою очередь, состоит из «функции», «цвета» и «формы». Таким образом, и красота включает в себя все эти элементы. Может быть, это в некотором роде своевольное убеждение, но автор использует подобные выражения почти со всеми пациентами и получает от них в ответ улыбки и счастливые лица. Женщины часто отвечают с кокетством: «смогу ли я стать красивее...», «доктор, я так хочу стать красивее», «чудесно»!

1. ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОТ ПАЦИЕНТА

После проведения подобной ознакомительной беседы можно приступать к сбору информации, касающейся стоматологического статуса пациента. У пациента, пользующегося полным съёмным зубным протезом, нужно уточнить следующие моменты:

1. Когда он начал пользоваться полным протезом.

2. Какие трудности испытывает сейчас.

3. Изменился ли его внешний вид после наложения

протезов в сравнении с внешним видом, когда у него

были свои зубы.

4. Нравится ли ему цвет и форма зубов.

5. Может ли он самостоятельно вводить протез в ротовую

полость и выводить его обратно.

6. Каким бы он хотел видеть новый протез.

7. Есть ли у него особые пожелания.

Уточняя данную информацию, поддерживайте разговор краткими репликами, чтобы дать пациенту возможность высказаться, контролируйте атмосферу и тему беседы, чтобы вовремя на неё повлиять. Также, бесстрастно следя за лицом пациента, задайте следующие вопросы.

Удобно ли и нравится ли пациенту:

1. Вертикальное и горизонтальное положение нижней челюсти.

2. Положение зубов по отношению к срединной линии.

3. Горизонтальная поверхность передних зубов верхней

челюсти.

4. Верхне-нижнее и передне-заднее положение области

передних зубов верхней челюсти.

5. Видимая область передних зубов нижней челюсти

А также:

6. Изменилась ли дикция.

7. Изменилась ли форма губ.

Вставляемые в беседу при сборе информации о пациенте небольшие шутки, которые заставляют пациента смеяться, также могут давать дополнительную информацию.

Часто пациенты при смехе закрывают рот рукой, поэтому в мягкой манере их нужно поправить: «Нельзя прятать такую хорошую улыбку. Ну же, покажите её». Улыбка, которую неосознанно демонстрируют пациенты, служит важным источником информации о взаимоотношениях губ и зубов, поэтому нужно серьёзно относиться к этому наблюдению.

На определённом этапе коммуникации я прошу принести фотографии, где пациент запечатлён с зубами. Иными словами, фотографии в молодости. Такие фото могут быть важным источником информации для решения о расположении зубов и положении челюстей в зубном протезе. Я бы хотел, чтобы читатели этой книги непременно прибегали к их использованию. Часто пациентки, когда я прошу принести их такого рода фотографии, приносят фото со дня их свадьбы, и, хотя на них совершенно не видно зубов, они также полезны для анализа лицевых данных. И, разумеется, нельзя говорить что-то вроде: «Эти фотографии не подходят, так как на них не видно зубов».

— Доктор, я бы так хотела вернуться в это время!

— Прекрасное фото! Г-жа N была очень красивой. И, конеч- но, сейчас тоже (смех).

— Да уж, доктор (смех).

— Хорошо, я и д-р ... (произносит имя стоматолога) приложим все усилия, но я прошу также и вашего содействия.

Коммуникации такого рода полезны, поэтому давайте оттачивать мастерство ведения беседы!

2. ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРУЮ ДОЛЖЕН ДОНЕСТИ ЗУБНОЙ ТЕХНИК

Когда необходимые ответы пациента получены, приходит очередь зубного техника донести до пациента важную для него информацию. Есть такие сведения, которые должны быть переданы в день знакомства. Но есть и другие — их следует оставить для последней встречи. Очерёдность подачи информации будет зависеть от временных рамок и от индивидуальных особенностей каждого пациента, передача информации должна преследовать следующие цели:

1. Пациент должен осознать существование зубного техника, который будет участвовать в изготовлении зубного протеза.

2. Пациент должен начать доверять зубному технику.

3. Должно появиться чувство единства, совместной

работы над улучшениями.

4. Должно появиться стремление к правильному

использованию протеза, привязанность к нему.

На самом деле от реализации этих пунктов зависит успех или неуспех всего протезирования. Нередкий случай: создан действительно хороший протез, но пациент не использует его должным образом, потому что так и не проникся доверием к специалисту. Специалисты, которые должны вызывать доверие, — не только собственно стоматологи, но и гигиенисты, и зубные техники. Этот фактор особенно важен, когда речь о полных зубных протезах. Чтобы пациенты осознали: «если обращаться с протезом неправильно, то он будет бесполезен», у них должен возникнуть некий скрытый интерес к зубному технику.

Поэтому можно отметить положительный эффект от личной встречи пациента и зубного техника.

В содержании беседы между зубным техником и пациентом можно выделить следующие основные моменты:

1. Изменение формы лица и положения зубов.

2. Материал искусственных зубов.

3. Цвет и форма зубов.

4. Способы обращения с протезом и его гигиена.

5. Связь между зубами и красивой улыбкой.

Данные темы нужно раскрывать, перемежая их рассказами, которые могут заинтересовать пациента.

Стандарт полного съёмного зубного протеза. Накагоми Тасио