После реформы 1861 г. русская усадьба в своем классическом понимании постепенно отмирала, но былая усадебная культура не исчезла бесследно, а обрела новые формы: результатом эволюции усадьбы стали дачи. Горожан тянуло к жизни на природе, потребности в дачном отдыхе возрастали, что привело к появлению «курортных поселков». Для комфортного отдыха требовалось их обустроить: замостить дороги, провести водопровод, электричество, телеграф, обеспечить вывоз мусора и охрану. Владельцами дачных местностей становились «люди со средствами» — дачная индустрия приносила немалый доход. При этом, правила застройки были строгими: запрещалась вырубка деревьев, чтобы местность не утрачивала своего «лесного» вида и не нарушались «естественные связи».
В тульском крае дачный отдых прижился, ускорилась загородная застройка. Промышленную Тулу со всех сторон окружали дачные поселки. Подышать чистым воздухом, поправить здоровье себе и детям выезжали семьями, обычно с мая по сентябрь — снимали на сезон «уютный уголок», при этом старались выбрать «местность здоровую, живописную, со всеми удобствами и чисто деревенскими удовольствиями»[1]. Тульский врач В.И. Смидович в 1870 г. отмечал: «Все, кто только может, едут на дачу: одни по предписанию врачей, другие… подышать чистым воздухом. Кругом города дачи выросли, как грибы… цены на них поднялись до невероятной степени. Вследствие этого многие выезжают в другие уезды по направлению железных дорог, и в особенности в Алексинский уезд»[2]. Губернские газеты писали: «Наградил Бог Тулу близостью прекрасного дачного места — Алексин-бора. Щедрой рукой наделил Господь природными данными это место… великолепный сосновый бор… отличные луга, прекрасная ключевая вода… река Ока… Алексин-бор мог бы спорить с лучшими климатическими местами не только России, но и Европы»[3]. Эстетическое и оздоровительное значение этого природного ландшафта трудно переоценить. Сегодня алексинский бор — памятник природы регионального значения, а известность пришла в конце XIX в., когда началось дачное освоение побережья Оки.
К 1915 г. на высоком берегу стояло около сотни одно- и двухэтажных дач с балкончиками, мезонинами, открытыми террасами, с резными карнизами и наличниками. Каждый фасад был по-своему живописен, сочетая разные по высоте и объемам фрагменты. Многочисленные башенки и веранды украшал витиеватый орнамент пропильной резьбы. Отдельные постройки своими формами напоминали сказочные терема. Местные «негоцианты» возводили строения на разный вкус и достаток, называя бор своим «кормильцем», поскольку затраты окупались с лихвой.
Дачные постройки и отдельные комнаты сдавались на лето отдыхающим из Москвы, Калуги, Тулы. Объявления публиковались с весны; в 1914 г. были такие предложения: «Алексин-бор: сдаются две дачи по три комнаты, отдельно кухня, ледник, телефон и лошади»; «Дача в алексинском бору с мебелью, двухэтажная: верх — четыре комнаты и кухня-плита, низ — шесть комнат и две кухни. Ледники, сараи и прочие службы. Плата за всю дачу 400 руб. Сдать можно порознь: верх за 150 руб., низ за 250 руб.»[4]. По желанию можно было снять дачу «со столом».
Летом 1908 г. «Тульская молва» сообщала: «Алексин-бор… настоящий курорт. Сюда едут на излечение больные легочными болезнями, малокровные, переутомленные… много совсем здоровых, приезжающих „на дачу“… Жизнь идет весело и разнообразно»[5]. К услугам отдыхающих работал «общественный клуб», где устраивались любительские концерты и спектакли, имелся бильярдный зал, буфет, комнаты для игр в лото и карты. Дачников развлекали музыканты, художники, фокусники, наезжали цыгане с гаданиями. Помимо рыбалки и катания на лодках, прогулок и танцев, были занятия «с пользой» — отдыхающие обустраивали свои летние резиденции, высаживая цветники и клумбы, озеленяя террасы и балкончики, посыпая дорожки толченым кирпичом; кто-то устанавливал скамейки и песочницы; многие вешали гамаки и качели — неизменные атрибуты дачной жизни. Хозяйки варили домашнее варенье — традиционное угощение к чаю. Обилие ягод, орехов, грибов, вместе с хвойно-цветочными ароматами бора делали отдых полноценным и незабываемым. Испортить его могла лишь погода, как случилось холодным дождливым летом 1908-го, а потом и 1909 г.
Корреспондент «Тульской молвы» запечатлел живой портрет отдыхающих: «В алексинском бору сейчас сто дач… дачи выглядят опрятно, некоторые с претензией на изящество… есть даже на роскошь. <…> Из всех дачников… 90% туляков. Остальные… преимущественно, москвичи. Если всмотреться в дачную жизнь алексиноборцев… их можно подразделить на три категории: дачники-«чужеземцы», дачники-туляки „первого ранга“ и дачники-туляки „второго ранга“. „Чужеземцы“ держатся… обособленно, живут своей… кастой. Их редко можно видеть на общих гуляньях, у театра <…> туляки „собственники“… „отдыхают“ в полном смысле: рано ложатся, много гуляют <…> дачники последней категории… любят общественные гулянья, быть… „на глазах у всех“. <…> По четвергам и воскресеньям — в бор… наплыв коренных алексинцев. Их можно узнать по неуверенности и робости в жестах, по крикливости и неуклюжести в костюмах»[6]. Столь разномастную публику встречал и оздоравливал Алексин Бор столетие назад.
Ожиданием дачного сезона жило местное население — у алексинцев появлялась возможность заработать продажей парного молока, пирогов, свежей рыбы, овощей «прямо с грядки». Состоятельным москвичам требовались кухарки, прачки, дворники; неплохой доход приносил извозный промысел — в дачное время цены взлетали вдвое: за пару верст от железнодорожного вокзала алексинский извозчик брал 1,5–2 рубля, тогда как обычно дорога стоила 70–80 коп.[7].
Дачи строились не только в сосновом бору, но и на противоположном берегу Оки, близ железнодорожной станции — их хозяином был некий Ковригин. В мае 1891 г. одна из ковригинских дач за 90 руб. была снята для А.П. Чехова, его родителей и сестры. В письме брату Антон Павлович сообщал: «Домик в лесу, 4 комнаты, внутри тесновато, снаружи — простор; Ока не близко: нужно 6 минут ходьбы»[8]. Известно, что на дачу к Чехову пароходом прибывали его друзья: И.И. Левитан и Л.С. Мизинова[9]. Сам писатель не только отдыхал, «слушал соловьев и ловил рыбу», но попутно подмечал сюжеты для новых рассказов — «дачная тема» в творчестве Чехова была далеко не последней.
Целебный алексинский воздух привлекал столичную интеллигенцию. На рубеже столетий местной публике довелось познакомиться с репертуаром Императорского Малого театра. Алексин Бор стал любимым дачным местом Товарищества Московских драматических артистов. На протяжении двух десятилетий, начиная с 1904 г., они успешно совмещали здесь летний отдых и работу. На опушке тенистого бора алексинские меценаты возвели небольшой, на 200–250 мест, деревянный театр, с крошечной сценой и керосиновыми лампами в жестяной рампе. Местные жители называли его «зеленый театр», актеры любовно именовали «сарайчик». Здесь они репетировали и два-три раза в неделю давали спектакли. Благодарный алексинский зритель, включая многочисленных дачников, смотрел представления по несколько раз.
Артисты занимали четыре дачи в бору; одна из больших террас стала общей столовой — здесь проходили «деловые и веселые собрания… на ней возник будущий Театр-студия Малого театра»[10]. В летний сезон 1922 г. дачный Алексин Бор посетил ведущий актер МХАТа Василий Иванович Качалов. Среди начинающих актеров была Вера Николаевна Пашенная, впоследствии Народная артистка СССР — на алексинской сцене она дебютировала в пьесе А.Н. Островского «Лес». Спустя годы великая актриса не забыла «природную щедрость… прекрасного, нетронутого бора, полного ягод, орехов, грибов». В мемуарах по-доброму упомянула Алексин: «самое теплое и благодарное воспоминание осталось у меня об этом городке»[11].
В том же летнем театре проходили концерты необычного музыкального коллектива — оркестра братьев Щедриных. Эта большая дружная семья была одной из почитаемых в Алексине: ее глава, Михаил Михайлович (о. Михаил), настоятель Успенского собора, и матушка Елизавета Николаевна воспитали восемь сыновей и всем дали музыкальное образование. В семейном оркестре великолепно сочетались фортепиано, кларнет, скрипка, альт, виолончель. Летом 1912 г. «Тульская молва» сообщала: «20 июля в помещении летнего театра братьями Щедриными при участии ученицы консерватории Е.И. Рябчиковой был дан концерт, привлекший массу публики. Струнный оркестр Щедриных… состоял из семи человек… исключительно из братьев… пришлисмотреть на Шуру Щедрина, 9–10-летнего мальчика, заправски державшего в руках скрипку… 13–14-летнего Женю, аккомпанировавшего на рояле»[12]. Благотворительные концерты классической музыки были примечательным событием в жизни дачного Алексин Бора. Здесь удивительно органично звучали произведения Чайковского, Рахманинова, Скрябина, других русских классиков. Дирижировал оркестром и выполнял оркестровки Константин Щедрин, будучи при этом виртуозным скрипачом и виолончелистом[13]. Желающих приобщиться к классике всегда было больше, чем вмещал театральный зал; посещали концерты и столичные артисты.
Алексинский бор притягивал людей творческих, даровитых. После революции на одной из дач жили известные питерские художники В.К. Штемберг и его жена Т.И. Попова; на соседней даче они организовали художественную мастерскую и студию, «при мастерской учреждены: художественная библиотека, читальня и музей»[14].
Весной 1918 г. дачи в сосновом бору национализировали: часть обустроили под коммунальные квартиры «для решения жилищного вопроса»; остальные стали местом отдыха тульских рабочих и служащих. Возобновили летние гастроли столичные артисты; бывший «зеленый театр» теперь именовали «театр Пролеткульта».
Летом 1927 г. в Алексин пришло немое кино, о чем сообщали газеты: «в бору выросло красивое здание кинотеатра. Открытие состоялось четвертого июня… Алексин-бор успел наполниться отдыхающими… Зал битком, все 563 места заняты… Гаснут огни и на экране — „Декабристы“. Картина производит на публику огромное впечатление»[15].
В 1935 г. дачники и горожане познакомились с новым столичным коллективом: над Алексинским районом взял культурное шефство Московский театр сатиры. Его актеры блистали в том же летнем театре. В 1936 г. здание сгорело, сегодня на этом месте — гостиница «Ока».
Театральные спектакли, концерты классической музыки, регулярные киносеансы, художественная студия, библиотека — сосновый бор был «средоточием культуры» небольшого уездного Алексина, население которого по переписи 1912 г. составляло 5903 чел., по данным 1927 г. — всего 3165 чел.
После революции Алексин Бор стал еще и местом массового детского отдыха. Летом 1918 г. «для детей беднейшего населения в Бору была организована трудовая коммуна. Дети жили по три месяца для восстановления здоровья»[16]. В следующем году состоялось открытие «детской колонии» для бедных детей уезда, а вскоре появилась «санатория для детей»[17].
Слава Алексин Бора как места оздоровления и лечения идет с конца XIX в., когда местные природные условия высоко оценил известный хирург, профессор Московского Императорского университета В.Ф. Снегирев. В 1882 г. Владимир Федорович приобрел дачу на берегу Оки близ Алексина, и более тридцати лет здесь не только отдыхал, но и практиковал, оказывая бесплатную медицинскую помощь. Результаты операций поражали, что отмечали его ассистенты: «Мы часто удивлялись, как оперированные в Алексине, перенесшие труднейшие операционные травмы, так успешно… выходили из, казалось, безнадежных положений»[18]. Сам профессор целебность алексинского воздуха превозносил не раз: «прекрасные климатические условия г. Алексина издавна мне известны <…> Послеоперационные периоды выздоровления протекают неизмеримо глаже и скорее, чем даже в благоустроенных клиниках, что… должно быть приписано… целительному воздуху… и благоприятной его аэрации. <…> я не знаю в средней полосе России такого места, которое могло бы конкурировать с нагорною местностью Алексинского уезда»[19]. Доказав на практике живительность местного климата для больных легочными болезнями и малокровием, Снегирев ходатайствовал об открытии в Алексине климатической гимназии для «слабогрудных детей». Гимназия была создана, а в 1924 г. в бору появился «курорт для туберкулезных больных», о чем 10 июля сообщал бюллетень Тульского Губисполкома.
В советские годы Алексин обрел репутацию одной из лучших здравниц приокского края; бывший дачный поселок по-прежнему служил культурному отдыху и оздоровлению трудящихся: здесь разместился дом отдыха «Алексин-Бор» на 300 мест, дом отдыха «им. Октябрьской революции» на 280 мест, санаторий им. Ленина, «№ 4 ВЦСПС»; один за другим открывались пионерские лагеря. В 1970-е алексинские здравницы ежегодно принимали около 70 тысяч детей и взрослых. Одну из двухэтажных дач занимал «спорт-клуб», позже переименованный в лыжную базу «Горизонт».
С конца 1980-х лагеря опустели, бесхозные дачи быстро ветшали. Весной 2000 г. бывший пионерлагерь «Факел» передали Тульской епархии для создания Православного оздоровительного комплекса. Сегодня здесь радует взор деревянный красавец-храм в старорусском стиле, возведенный на средства прихожан и освященный в честь Святого Царственного Страстотерпца Царевича Алексия.
Хочется верить, что прекрасное дачное место и впредь останется украшением тульского края — «природной жемчужиной», ценность которой неоспорима.
***
По оценке алексинских краеведов, сегодня в бору и за его современной границей сохранилось около десятка исторических построек бывшего дачного поселка — одного из сотен, которые в свое время пришли на смену дворянским усадьбам и стали последней страницей их истории.
________________________
1 Полякова М.А., Савинова Е.Н. Русская провинциальная усадьба. XVII – начало XX века. – М., 2011. С. 257.
2 Цит. по: Пономарева В.М. Алексин. Страницы истории города и района. – Тула, 1998. С. 87.
3 Алексин. Наши дачи // Тульское утро.1915. 1 апр.
4 Тульская молва. 1914. 16 апр.
5 На дачах (заметки хроникера) // Тульская молва.1908. № 208.
6 Дачные местности. Алексин-бор // Тульская молва. 1914. 25 июня.
7 По: Парамонова И. Тульские дачи // Бренды Тулы: сайт. URL: http://btula.ru/fullbrend_269.html (12.10.2018).
8 Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. Письма: в 12 т. Т. 4. – М., 1974. С. 223.
9 По: Кандидов А.В. А.П. Чехов в Алексине. Калуга. 1991. С. 14, 22.
10 Шверубович В.В. Алексинское лето // Новый мир. 1968. № 1–2. С. 110.
11 Пашенная В.Н. Искусство актрисы. М., 1954. С. 48.
12 Наши уезды // Тульская молва. 1912. 24 июля.
13 К.М. Щедрин обладал абсолютным слухом и феноменальной музыкальной памятью; окончил Московскую консерваторию по двум классам: теории музыки и свободного сочинения. Вернувшись в Алексин, основал музыкальную школу (1919) — сегодня Школа искусств имени К.М. Щедрина. Дело отца преумножает сын, всемирно известный композитор Родион Щедрин.
14 Музыкальная школа в уезде // Коммунар. 1919. 20 мая.
15 Вести из уездов // Коммунар. 1927. 8 июня.
16 Детская колония в бору // Коммунар. 1919. 9 мая.
17 Детская санатория // Коммунар. 1919. 10 июля.
18 Лесной С.К. Памяти покойного учителя.1926 // Научный архив АХКМ. Оп. 1. Д. 38. Л 11.
19 Письмо профессора В.Ф. Снегирева председателю Тульской губернской земской управы г-ну Рудневу // Тульская молва. 1912. 22 янв.
Автор статьи О.В. Назарикова, зав. отделом природы Алексинского художественно-краеведческого музея