Найти тему

Октет Феликса и Серенада Сука

Оглавление

Камерный оркестр Удмуртской филармонии продолжает знакомить зрителей с музыкальными шедеврами Европы XIX века

Во второй ноябрьский четверг – 10-го числа в 19:00 – Камерный оркестр Удмуртской филармонии под руководством Сергея Емельянова исполнит программу из произведений Феликса Мендельсона-Бартольди и Йозефа Сука – чешского композитора с богатым мелодическим дарованием и одновременно зятя классика чешской музыки Антонина Дворжака.

Подброшенная планка высоко в небеса

Из нынешней глубокой осени обратимся к давно минувшей весне, когда 30 апреля состоялся творческий дебют Камерного оркестра Удмуртской филармонии. Редкая и необычная программа тогда вызвала фурор у поклонников искусства звуков. А заодно сгенерировала восторженные реакции у самих музыкантов, многие из которых впервые в артистической карьере прикоснулись к нехрестоматийным произведениям Элгара, Уорлока, Воан-Уильямса и Нильсена.

Однако все эти имена, объединенные в стартовой афише в день рождения Ижевской камераты, «взявшись сообща» настолько высоко «подбросили» творческую планку, что теперь каждый новый выход этого оркестра под управлением Сергея Емельянова вызывает приятное предвкушение, как у публики, так и у самих музыкантов. С одной стороны, это захватывающе, а с другой сложно до чрезвычайности.

Музыка важнейшего долженствования

– 10 ноября Камерный оркестр Удмуртской государственной филармонии вынесет на суд публики струнный Октет Феликса Мендельсона Ми-бемоль мажор, соч. 20 и Серенаду для струнных Ми-бемоль мажор, соч. 6 Йозефа Сука. Эти произведения являются безусловными репертуарными хитами профессиональных камерных оркестров! – сказал Сергей Валентинович.

Мендельсон написал свой октет в возрасте 16-ти лет, и подарил партитуру с автографом своему другу и учителю игры на скрипке Эдуарду Ритцу в качестве подарка на день рождения. Написанный для четырёх скрипок, двух альтов и двух виолончелей, Октет будет исполнен в версии для камерного оркестра. Несмотря на юный возраст автора, это произведение отличается цельностью замысла, особой яркостью тематизма и необычайно высокой техникой письма. Недаром Феликса Мендельсона называли «Моцартом XIX века».

Во втором отделении концерта прозвучит Серенада для струнных Йозефа Сука. Это – фантастически красивая музыка и одно из самых исполняемых камерных произведений замечательного ученика знаменитого чешского композитора. Серенада для струнных ми-бемоль мажор Йозефа Сука, соч. 6, была написана в 1892 году, композитору тогда едва исполнилось 18 лет.

В то время он учился у Антонина Дворжака в Пражской консерватории. Дворжак, заметив меланхолию в большей части музыки Сука, рекомендовал своему ученику попробовать сочинить более легкую и веселую музыку. Так появилась Серенада…

И Мендельсон, и Сук создали эти свои произведения в очень молодые годы. «Юношеский задор, блеск и совершенство делают его одним из чудес музыки девятнадцатого века», – так музыкальный критик Конрад Уилсон охарактеризовал Октет.

Йозефу Суку Серенада принесла значительную известность, и давний поклонник Дворжака – сам Иоганнес Брамс – высказывался о ней с большим одобрением!

– В качестве музыкальных вундеркиндов Мендельсон и Сук являют собой ярчайшее явление в истории музыки. Те, кто слушал их сочинения, уверен, получают удовольствие. Те же, кто не слышал, обязательно должны узнать их! – заключил Сергей Емельянов.

-2

В обретении навыков и в поисках командной «химии»

Раскрывая выборную мотивацию, помимо репертуарного долженствования Сергей Емельянов коснулся трех других важнейших резонов. Один из них заключался в объяснимом желании исполнять то, что в Ижевске звучит исключительно редко или вовсе никогда не исполнялось.

Второй довод затрагивал вопрос творческого роста музыкантов Государственного симфонического оркестра Удмуртии, которые вошли в состав филармонической камераты, и повышения их технологических навыков в исполнительском мастерстве, а заодно в отладке, шлифовке и укреплении коммуникаций и взаимодействия внутри коллектива по горизонтали. В поиске той самой командной «химии», как нередко принято говорить в игровых видах спорта.

– Все-таки восемь сольных партий в музыкальном тексте Октета даже при наличии дирижера требуют особого отношения, особо тонких ушей, особо чуткой настройки слухового аппарата и особых навыков у оркестровых музыкантов, – акцентировал внимание худрук Камерного оркестра. – Конечно, это не сольные партии, а ансамблевые, но они требуют серьезных навыков к сольному музицированию и, наверное, большинство из оркестрантов были не прочь попробовать себя в новой творческой ипостаси. Разумеется, мы могли бы пойти по пути наименьшего сопротивления, простой творческой дорожкой и в программных задачах акцентироваться на популярных пьесах из разряда «сыграли и забыли». Но, как мне кажется, музыкантам гораздо важней заниматься повышением личных профессиональных компетенций, что и было объявлено дирекцией Удмуртской филармонии в качестве одной из главных целей создания камераты в Ижевске.

Великая сила воздействия на умы и уши

Наконец, третий любопытный программный аргумент пришел из… юного возраста каждого из композиторов.

– И Мендельсон, и Сук эти свои произведения написали в очень молодые годы, – в завершении этого миниатюрного интервью Сергей Емельянов отметил еще один ключевой мотив. – Между тем, их юный возраст не повлиял на качества композиторского письма и почерка. Октет и Серенада характеризуются исключительной зрелостью. В этой музыке отчетливо видно и прекрасно слышно, что она написана руками, душой, сердцем и интеллектом зрелых мастеров, которые как будто спешили жить, предвосхищая, догадываясь или точно чувствуя скоротечность предназначенного им земного пребывания и того, что судьба отведет им слишком мало времени жизни. В большей степени это, конечно, относится к Моцарту и Мендельсону, хотя в переводе с латыни обладатель имени Феликс буквально «обрекался на счастье»… Слушая или играя эту музыку, у меня возникает подозрение о творческой сверхъестественности не только Амадея, но в равной степени Феликса Мендельсона и Йозефа Сука. Потому что их произведения, которые будут исполнены в предстоящем концерте, оказались совершенными по структуре и форме, по балансу и количеству голосов, а еще по разнообразию находок и ярких художнических красок, которые они вложили в свои музыкальные картины. И если эту музыку сыграть хорошо, то сила воздействия на умы и уши наших слушателей будет несказанно велика!

-3

Интервью провел Александр Поскребышев