Найти в Дзене
Clin_psychology

Депрессия у детей раннего возраста

Анаклитическая депрессия - психическое расстройство, возникающее у ребенка раннего возраста под влиянием разлуки с матерью. Она может развиться не только в результате отказа от малыша в роддоме, но и вследствие вынужденного пребывания ребенка в яслях или оставления с родственниками на долгое время.

На начальном этапе (от нескольких дней до нескольких недель) ребенок криками, плачем, слезами, пытается противодействовать обстоятельствам. Долго не могут успокоиться, зовут маму, отказываются от еды, сна и взаимодействия с другими детьми.

На втором этапе (2-6мес.) ребенок начинает подчиняться ситуации, он расстроен, подавлен и безразличен к окружающему. Внешне эти дети создают впечатление послушных, упорядоченных, что вызывает ложное представление о том, что они адаптировались. Однако грустное, скорбное и отрешенное выражение лица, заторможенность, бедность движений, необщительность, безрадостность, отказ от игр, безынициативность свидетельствуют о развитии депрессивного состояния. При этом попытки навязать контакт извне провоцируют лишь тревожную растерянность, паническую реакцию с характерной подчиняемостью, переходящей в беззвучный плач.

К соматовегетативным проявлениям этой фазы относится снижение реакции на дискомфорт, голод, мокрую одежду, запор, энурез, снижение аппетита, потеря массы тела, ослабление иммунитета, замедление психо-физического развития.

В поведенческом плане наблюдается потеря прежних навыков самообслуживания. В эмоциональном плане - обострение потребности в тактильном контакте со взрослыми, возврат к играм, свойственным более раннему возрасту.

При своевременном воссоединении с матерью или компенсации разлуки с ней другим замещающим лицом признаки анаклитической депрессии нивелируются, и ребенок, как правило, в ускоренном темпе восполняет задержку развития.

-2

В противном случае начинает развиваться третий этап затяжной депрессии (от нескольких месяцев до года), который характеризуется невротической или "псевдо-адаптацией". Преобладает тревожно-тоскливое настроение, которое на непродолжительное время может вытесняться во время занятий, игр со знакомыми людьми. Вместе с тем любое изменение обстановки, людей вокруг, повышение тона может вызвать тревожно-паническую реакцию, заставляющую ребенка забиться в угол. Попадая из яслей в привычную домашнюю обстановку, ребенок вдруг начинает придерживаться определенных правил, ритуалов, просит ходить только определенными маршрутами, не может расстаться с какой-то игрушкой. К прежним системным нарушениям (энкопрез, энурез, мутизм-избирательность в общении) присоединяются страхи темноты, одиночества и т.д.

На четвертом этапе происходит обратное развитие болезни, т.е. истинная адаптация (в течение нескольких месяцев). Постепенно выравнивается фон настроения, снижается проявление невротических и соматических симптомов, выравнивается темп психо-физического развития.

Пятый этап связан с выходом из депрессивного состояния. Выделяют 2 варианта:

1) полный выход из депрессии и нивелирование всех негативных симптомов (характерно для детей активных, экстравертированных, с сильным темпераментом);

2) сохранение невротических расстройств - страхи, ритуалы, нарушения сна, аппетита, плаксивость (присуще астеничным, пугливым и интровертированным детям).

Если вам понравилась статья, не забудьте поставить класс и подписаться на канал!