Найти тему
Пушкинский музей

Музыкальный фестиваль «Искусство перевода». Юрий Башмет

С художественным руководителем и главным дирижером ансамбля «Солисты Москвы», Юрием Башметом беседует программный директор фестиваля «Искусство перевода» Юлия Де-Клерк.
Программа двух концертов 16 декабря полностью посвящена музыке XX века.
16 декабря, 17:00
Лауреат международных конкурсов Ксения Башмет (фортепиано). Солисты Всероссийского юношеского симфонического оркестра под управлением Юрия Башмета выступят в Итальянском дворике Пушкинского музея в рамках музыкального фестиваля «Искусство перевода». Билеты и вся информация на сайте музея.
16 декабря, 19:00
Камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета выступит в Итальянском дворике Пушкинского музея в рамках музыкального фестиваля «Искусство перевода». Билеты и вся информация на сайте музея.

Юлия Де-Клерк: Юрий Абрамович, Вы с 1997 года являетесь художественным руководителем фестиваля «Декабрьские вечера». В этом году фестиваль изменил свой формат и площадку. Чем отличается акустика Итальянского дворика от Белого зала? И как Вы отнеслись к эксперименту с новым форматом музыкального марафона?

Художественный руководитель и дирижер камерного ансамбля «Солисты Москвы»  – Юрий Башмет
Художественный руководитель и дирижер камерного ансамбля «Солисты Москвы» – Юрий Башмет

Юрий Башмет: Пушкинский музей и фестиваль «Декабрьские вечера» практически с момента основания и задолго до того, как я стал его художественным руководителем – огромная часть моей жизни. Столько всего было сделано, столько придумано музыкальных программ вместе с Рихтером и потом, после его ухода, сколько приглашено выдающихся солистов, коллективов, ансамблей, сыграно блестящих премьер. Список имен занял бы несколько страниц…

На самом деле, за все эти годы, у нас было довольно много выступлений в Итальянском дворике. Конечно акустика залов отличается, как и вместимость. Но мы, вместе с музеем, приняли решение не проводить в этом году «Декабрьские вечера», а провести необычный фестиваль — музыкальный марафон в течении трех дней в декабре. В этом смысле, и изменение места проведения концертов марафона кажется мне вполне разумным. Но я очень надеюсь, даже уверен в том, что в следующем году легендарные «Декабрьские вечера» вернутся в прежнем формате и тогда, конечно, вернется и Белый зал как место проведения концертов.

А что касается экспериментов, я всегда относился к любым экспериментам с большим интересом. Рихтер очень любил экспериментировать, и мы тоже на фестивале старались делать что-то необычное. Синтез различных видов искусств всегда на «Декабрьских вечерах» присутствовал. Можно и нужно пробовать новое, но важно не забывать при этом о базовых вещах, о качестве и вкусе, о том, что имеет свою длительность во времени, о памяти творческой и человеческой.

Ю.Д.: Программа двух концертов 16 декабря полностью посвящена музыке XX века. Как Вы относитесь к движению фестиваля «Декабрьские вечера» в сторону современной музыки? В последние годы ее стало значительно больше, может ли это привлечь молодежь?

Ю.Б.: К современной музыке я отношусь спокойно и с живым интересом. Ведь я сам бесконечно играю на протяжении всей карьеры большое количество премьер, сам очень много просил и прошу композиторов написать что-то новое. «Декабрьские вечера», как я уверен, не в последние годы движутся в сторону современной музыки, а на протяжении всех лет своего существования. На фестивале звучало огромное количество произведений композиторов-современников: Оливье Мессиана и Яниса Ксенакиса, Витольда Лютославского и Альфреда Шнитке, Мортона Фелдмана и Гии Канчели и многих, многих других. Но при этом, все должно быть прежде всего талантливо, что касается современной музыки, это особенно важно. И все, как я уверен, должно находиться в определенном балансе.

Ю.Д.: Чтобы вы могли сказать о концепции двух концертов, которые открывают фестиваль «Искусство перевода»?

Ю.Б.: Мы решили, придумывая программу двух концертов, открывающих марафон, подумать о нескольких вещах. Для начала, мне очень хотелось представить зрителям новое поколение российских музыкантов. Как Вы знаете, в этом году Всероссийский юношеский симфонический оркестр отмечает 10 лет с момента создания. За это время мы нашли много уникальных молодых музыкантов из самых разных городов нашей страны, вырастили их, дали им профессиональную путевку в жизнь. Многие из них уже лауреаты многочисленных международных и всероссийских конкурсов, играют и сольные концерты, и концерты с оркестрами. Вот именно эти ребята и Ксения Башмет станут основными исполнителями очень необычной и интересной программы, посвященной музыке Франции, «шальным 20-м», разным течениям и направлениям в академической музыке того времени. На первом концерте прозвучат достаточно редко исполняемые произведения Мийо, Пуленка, Стравинского и Мартину. А на втором концерте, где будет участвовать уже Камерный ансамбль «Солисты Москвы» под моим руководством, – несколько произведений, написанных для солирующей скрипки или скрипок с камерным оркестром.

Все три сочинения — великий «Траурный концерт» Хартманна, Concerto grosso Альфреда Шнитке для двух скрипок и редко исполняемое «Концертино» Вайнберга — созданные в жанре инструментального концерта, вступая в своеобразный диалог, говорят о трагической дисгармонии Человека и окружающего его Мира.

Можно сказать, что «возвышенная» тональность этой программы трагически не совпадает с «земными» радостями первой, и в этом заключается драматический контраст мини-цикла.

Ксения Башмет – пианистка, лауреат международных конкурсов
Ксения Башмет – пианистка, лауреат международных конкурсов

Ю.Д.: Сегодня все вспоминают о мировых звездах, выступавших на «Декабрьских вечерах», но мало кто помнит, что основной костяк фестиваля составляла так называемая «банда Рихтера», молодые исполнители (Олег Каган, Наталья Гутман, Юрий Башмет, Василий Лобанов, молодежь Камерного музыкального театра и т.д.). Как вы относитесь к участию молодых исполнителей в таком престижном фестивале, когда публика ждет, прежде всего, звезд?

Ю.Б.: Звезды не появляются из ниоткуда. Все, даже самые великие музыканты когда-то были молодыми, в начале творческого пути. Поэтому я уверен, что на концертах должны происходить открытия, люди должны узнавать новых музыкантов, музыкантов молодых. А дальше уже их задача каждый день подтверждать свой уровень, расти и развиваться. И шаг за шагом становиться настоящими звездами. Музыкантами, встреч с которыми ждет публика. Как в свое время было со мной, с Олегом Каганом, Натальей Гутман, Василием Лобановым, Александром Рудиным, боюсь кого-то забыть, если честно.

Ю.Д.: Юрий Абрамович, каким Вы видите будущее фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»? Что должно оставаться неизменным и что должно меняться, чтобы фестиваль жил и не становился «музейным экспонатом»?

Ю.Б.: На протяжении более 40 лет фестиваль все время находился и находится в развитии. Развитии творческом, музыкальном, жанровом. И пусть так будет и дальше. Главное, что отличало фестиваль «Декабрьские вечера» — это талант и безупречный вкус во всем. Я уверен в том, что, когда в следующем году «Декабрьские вечера» вернутся к нам, все будет именно так.

Камерный ансамбль «Солисты Москвы». Художественный руководитель и дирижер – Юрий Башмет. Камерный ансамбль «Солисты Москвы» был создан Юрием Башметом в 1986 году.
Камерный ансамбль «Солисты Москвы». Художественный руководитель и дирижер – Юрий Башмет. Камерный ансамбль «Солисты Москвы» был создан Юрием Башметом в 1986 году.