Найти в Дзене
Английский с Алекс Дар

Нейтральный стиль в ЕГЭ по английскому - что ты такое? Разбираю стиль, который нужен для эссе-отчёта (задание 38).

Оглавление
Разбираем из чего состоит нейтральный стиль в ЕГЭ по английскому
Разбираем из чего состоит нейтральный стиль в ЕГЭ по английскому

«Эссе мы пишем в нейтральном стиле» - так говорит ФИПИ, разработчик экзамена. Я думаю, все уже наизусть выучили название этого стиля, а вот что за ним стоит не так очевидно. Давайте разбираться вместе.

Что такое нейтральный стиль?

Определение нейтрального стиля
Определение нейтрального стиля

Это объяснение из интернета. Нейтральный стиль - безэмоциональный, в нём нет сленга и разговорных выражений. Используются относительно простые структуры предложений. Говорится о фактах, тон повествования - средний между повседневным и формальным, профессиональный, но доступный.

Что от нас ждёт ФИПИ?

Вот классический список 4-х стилистических ошибок:

  1. риторические вопросы;
  2. разговорные выражения и конструкции типа Let's… (Let us и Let me всё же считаются нейтральным стилем);
  3. сниженная лексика типа folks (people);
  4. стяжённые (краткие) формы: I’m, he’s, don’t, aren’t, can’t, didn’t, I’d like... (исключение: needn’t).

Рассмотрим на примере. Представим, что у нас есть такое задание из эссе-отчёта в ЕГЭ:

-3

И есть вот такой ответ:

-4

Сколько указанных выше ошибок вы насчитали?

Риторические вопросы – в академических текстах, автор не обращается к аудитории, поэтому они в таких работах не нужны. За использование риторических глаголов будет снижение по аспекту 6 – стилевое оформление (об оценивании читайте чуть дальше).

Фразовые глаголы звучат менее формально. Например, могут снизить балл за использование informal фразовых глаголов: hang out/ knock off/ butt in/ do in и т.д. Но некоторые фразовые глаголы нейтральные, такие как: find out/ carry out/ put forward/ point out и т.д., их можно использовать. Однако, всё же предпочтительно «однословные» глаголы, если есть возможность лучше заменять их: find out на discover, bring up на raise, go on на continue.

Что касается идиом, они, как правило, эмоционально окрашены и для нейтрального стиля не подходят. Поэтому не стоит их употреблять в нашем отчёте вообще.

Не стоит использовать сниженную лексику и разговорные выражения: kids, boss, folks, lots of, sort of/ kind of, а вот teens принимают. Даже в самих темах ФИПИ иногда это слово используют. Я бы всё же заменила teens на adolescents / young people / the younger genration там, где это уместно.

Нельзя писать стяжённые (краткие) формы: I’m, he’s, don’t, aren’t, can’t, didn’t, I’d like... (исключение: needn’t). – это тоже ошибка по стилю.

Это всё, о чем пишет ФИПИ и за что снижают по стилю в ЕГЭ.

Что ещё можно улучшить?

Не использовать like для представления примеров, лучше: for example/ for instance.

Избегать слова thing и его сочетания nothing или something, вместо этого: factor / issue / topic.

Даже фраза a lot of – достаточно разговорная, лучше заменить на much/ many и a considerable amount / a significant number и т.д.

То же самое с little и big, меняем на small / large. Слова good/ bad – это не ошибка, но они слишком простые для письменной работы, лучше вместо них positive/negative.

Вместо фраз с get better/ get worse использовать глаголы: improve / deteriorate.

Не употреблять etc. и so on в академических текстах, а просто заканчивать список, используя and перед последним словом.

Избегать sweeping generalization: "All teenagers hate doing homework". Для выводов лучше использовать tentative (гипотетический, осторожный) language: "Unemployment causes crimeUnemployment may cause crime". Подробнее про частые ошибки в writing можно прочитать в этой статье.

Избегать наречий, которые показывают наше личное отношение: luckily, remarkably, surprisingly. Однако, такие наречия можно использовать в 3-м параграфе, где нам нужно дать некоторый комментарий к сравнению, т.е. показать нашу реакцию на данные.

Еще одно важное замечание – использование gender-neutral language. Это правило еще осталось с прошлого задания – эссе-рассуждения. Дело в том, что в английском языке слова teenager / student / person – не имеют рода, поэтому в качестве референтных слов нельзя использовать he /his / him.

А что делать? Можно использовать he/she (через слэш) или he or she или they (their/ them). "Every teenager should think about their future in advance".

Если вы не знаете, является ли слово informal, то прежде, чем его использовать, советую проверить по словарю. Вот слово из моего шуточного примера, как видите оно неформальное, надо заменить на I believe/ think и т.д.

-5

Если слова имеют помету informal или spoken, лучше не использовать их в письменных работах.

А вот небольшая справка про слово tackle, которое стали использовать для описания того, как решать проблему (может я его сама где-то использовала, но теперь не буду):

Проблема с tackle
Проблема с tackle

Как считаются ошибки в стиле?

Повторяющиеся ошибки одного и того же типа считаются за одну ошибку. Вот критерии оценивания по аспекту 6 - нейтральному стилю.

Критерии оценивания нейтрального стиля
Критерии оценивания нейтрального стиля

Для высшего балла (3 балла по РКЗ) можно сделать только одну из ошибок. Хит-парад возглавляют стяжённые формы, постоянно наблюдаю у своих учеников. Если 2-3 ошибки в стиле, то всё равно 2 балла, а вот все 4 ошибки - 1 балл. Как видите, даже если умудриться сделать все 4 ошибки в эссе, все равно балл дадут.

С этой темой можно разбираться и дальше, но уже в следующих статьях. Stay tuned!

Пост-навигатор по всем главным статьям.

Здесь можно прочитать о том, как писать эссе-отчёт в 2023 году.

Здесь подробнее про пунктуацию в ЕГЭ.

Здесь про навык proofreading.

-8