Найти в Дзене

Анатолий Гордеевич Дёма

Завтра в рекреации главного здания Академии Штиглица откроется выставка «Вертикали», посвящнная 85-летию Анатолия Гордеевича Дёмы (1937—2019), на протяжении многих лет возглавлявшего кафедру монументально-декоративной скульптуры. В основе экспозиции — скульптурные работы мастера, а также графические эскизы его монументальных произведений 1970—1990-х гг., некоторые из которых были воплощены в материале, другие же остались только в виде проектов. Будут представлены скульптурные макеты памятников Александру Невскому («Вестники государства Российского», 1963), Джордано Бруно (1970-е), монументальных композиций «Солнце» (1970-е), «Карильон» (1990-е), «Колокол», (1990-е), «Крест» (1990-е), «Состояние» (1990-е), «Нефтекачка» (2011). Объединенные мотивом композиционной вертикали, они раскрывают диапазон А.Г. Дёмы как художника сильных образов, стремившегося к символическому обобщению скульптуры, раскрытию ее экспрессивных качеств, динамического потенциала объема и пластики. Выставку дополня

Завтра в рекреации главного здания Академии Штиглица откроется выставка «Вертикали», посвящнная 85-летию Анатолия Гордеевича Дёмы (1937—2019), на протяжении многих лет возглавлявшего кафедру монументально-декоративной скульптуры. В основе экспозиции — скульптурные работы мастера, а также графические эскизы его монументальных произведений 1970—1990-х гг., некоторые из которых были воплощены в материале, другие же остались только в виде проектов.

Будут представлены скульптурные макеты памятников Александру Невскому («Вестники государства Российского», 1963), Джордано Бруно (1970-е), монументальных композиций «Солнце» (1970-е), «Карильон» (1990-е), «Колокол», (1990-е), «Крест» (1990-е), «Состояние» (1990-е), «Нефтекачка» (2011). Объединенные мотивом композиционной вертикали, они раскрывают диапазон А.Г. Дёмы как художника сильных образов, стремившегося к символическому обобщению скульптуры, раскрытию ее экспрессивных качеств, динамического потенциала объема и пластики. Выставку дополнят документальные материалы, раскрывающие творческую личность художника, педагога, заметного деятеля ленинградского — петербургского искусства.

-2

Анатолий Гордеевич Дёма — скульптор, заслуженный художник РСФСР, народный художник РФ, профессор, в 1989—2019 гг. — заведующий кафедрой архитектурно-декоративной пластики (монументально-декоративной скульптуры) ЛВХПУ им. В.И. Мухиной — СПГХПА им. А.Л. Штиглица.

А.Г. Дёма родился в Башкирской АССР. В 1957 г. поступил в школу мастеров при ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, затем, получив диплом мастера-гравера, — на отделение скульптуры, где обучался у П.Ф. Куликова В.Л. Рыбалко. Дипломная работа — выполненная под руководством В.Л. Рыбалко скульптурная композиция «Материнство» («Мать и дитя», 1964) — была установлена в Геленджике.

-3

С 1966 г. преподавал на кафедре архитектурно-декоративной пластики (монументально-декоративной скульптуры), в 1989 г. стал руководителем кафедры, где сыграл определяющую роль в развитии методики подготовки будущих скульпторов.

Творческая жизнь А.Г. Дёмы как скульптора-монументалиста началась сразу после окончания Мухинского училища, когда он заявил о себе такими работами, как, например, масштабная каменная композиция «Дарница» (Тернопольская область, УССР, 1960-е). В 1970-е гг. он стал автором мемориальной колонны, воздвигнутой в память о восстании на броненосце «Потемкин», и монумента, посвященного рабочим, погибшим в Великую Отечественную войну, — оба эти произведения были установлены в 1970-е гг. на территории Черноморского судостроительного завода в Николаеве УССР.

В 1973 г. А.Г. Дёма исполнил монументально-декоративную скульптурную композицию — памятный знак фрегату «Крейсер» на берегу Невы возле гостиницы «Ленинград». Также, в начале 1970-х гг. скульптор стал победителем всесоюзного конкурса на создание монумента Героическим защитникам Ленинграда (1972, арх. В.А. Петров, Ф.К. Романовский). Хотя данный проект не был реализован, он остался заметным событием в истории монументального искусства Ленинграда — Санкт-Петербурга.

-5

Среди известных работ мастера — скульптуры мемориального комплекса, посвященного обороне крепости Орешек в 1941—1945 гг. (1985, Шлиссельбург) и памятник студентам и преподавателям ЛЭТИ, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1985, СПб). А также — монументальные композиции «Мир и труд» (1988, Северодвинск), «Адмиралтейские верфи — флоту России» (1996, СПб), погибшим воинам 33-й отдельной бригады особого назначения внутренних войск МВД РФ (2002, п. Лебяжье), «В ознаменование 100-летия подводного флота России» (2007, СПб); памятники А.С. Пушкину (2001, Сургуте), В.М. Боброву (2002, Сестрорецк), И.П. Павлову (2004, СПб), С.Н. Федорову (2005, Москва), М.Е. Салтыкову-Щедрину (2011, п. Лебяжье).

-6

Диапазон скульптора был широк и многогранен, а его общественная и педагогическая деятельность неизменно следовали высоким принципам искусства, где заявляли о себе верность традициям и новаторский поиск, интерес к художественным открытиям XX столетия.

Анатолий Гордеевич Дёма пользовался непререкаемым авторитетом не только у студентов, но и у мастеров, сотрудников, преподавателей академии.

Память о нем живет в работах его учеников и традициях нашей Школы.