Найти тему
ICON LAB

Применение субдуральных мембран в профилактике образования оболочечно-мозговых рубцов.

Морев А.В., Медяник И.А., Ермолаев А.Ю., Яшин К.С., Яриков А.В., Авдонина Ю.Д.

Цель

Оценить эффективность применения синтетической мембраны в профилактике рубцово-спаечного процесса в субдуральном пространстве и изучить влияние её применения на развитие эпилепсии в послеоперационном периоде.

Материалы и методы

I группа - 28 пациента, которым после удаления опухоли головного мозга был установлен субдуральный имплант. Локализация: в лобной доле у 6 пациентов (21,43%), в височной у 4 (14,29%), теменной у 5 (17,86%), в затылочной у 1 (3,57%) и в мозжечке у 1 (3,57%). 11 пациентов (39,29%) имели опухоли, захватывающие 2 доли и более. По классификации ВОЗ, в 2 случаях (7,14%) гистологическое исследование показало наличие Grade I опухоли, в 7 случаях (25%) Grade II, в 8 (28,57%) – Grade III и в 11 (39,29%) случаях Grade 4. Тотальной, субтотальной и частичной резекции удалось достигнуть в 19 (67,86%), 5 (17,86%) и 4 (14,29%) случаях соответственно. 5 пациентов (17,86%) перенесли повторную операцию.

II группа (контрольная) включает 25 пациентов, прооперированных по поводу опухолей головного мозга, которым не была установлена субдуральная мембрана. В 7 (28%) случаях локализация опухоли была в лобной доле, в 2 (8%) височной, в 5 (20%) теменной, в 2 (8%) затылочной и 9 пациентов (36%) имели опухоли, захватывающие 2 доли и более. По классификации ВОЗ, у 9 пациентов (36%) гистологическое исследование показало наличие Grade II опухоли, у 5 (20%) – Grade III и у 11 (44%) Grade 4.

Тотальной, субтотальной и частичной резекции удалось достигнуть в 14 (56%), 5 (20%) и 6 (24%) случаях соответственно.

7 пациентов (28%) были оперированы по поводу продолженного роста опухоли.

Синтетическая мембрана.

В нашей клинике мы используем субдуральную мембрану REPEREN®.

Методика интраоперационного применения.

Нами разработан метод профилактики образования оболочечномозговых рубцов. Суть его состоит в субдуральной имплантации синтетической мембраны (Рис1).

Схема установки субдуральной мембраны.
Схема установки субдуральной мембраны.

После удаления опухоли головного мозга, или другого патологического очага, осуществляют гемостаз, визуально определяют участки повреждения коры головного мозга, субарахноидального кровоизлияния и повреждения арахноидальной оболочки мозга. Затем субдурально, устанавливают искусственный имплант, смещая его по поверхности мозга и перекрывая все участки повреждения коры головного мозга. (Рис2).

Интраоперационная фотография укладки субдуральной мембраны.
Интраоперационная фотография укладки субдуральной мембраны.

В центре лоскута твёрдой мозговой оболочки снаружи проводят нить, прошивая имплант. Выводят нить на наружную поверхность твёрдой мозговой оболочки, не завязывая концы нити. Затем выполняют подшивание импланта в нескольких местах по периметру разреза твёрдой мозговой оболочки и герметично ушивают твёрдую мозговую оболочку. После этого концы нити, проведенной через центр лоскута твёрдой мозговой оболочки и подшитой к импланту, выводят через сформированные отверстия в костном лоскуте, устанавливают костный лоскут на место дефекта, предварительно сформировав в его центре два отверстия сверлом, проводят в них выведенные через ТМО концы нитей, фиксируют имплант и завязывают концы нити, подтягивая твёрдую мозговую оболочку и имплант к внутренней костной пластинке костного лоскута, что обеспечивает формирование сферичность формы импланта.

Результаты

В послеоперационном периоде у 15 (53,57%) пациентов, из группы с установкой субдуральной мембраны, в клинической картине на дооперационном периоде присутствовала эпилепсия. При этом выявлена взаимосвязь между глубиной расположения патологического очага и наличием эпилептической симптоматики. Во всех 15 случаях опухоль локализовалась конвекситально, из них, в 12 - новообразование прорастало кору головного мозга, а в 3 – располагалось субкортикально с максимальной глубиной энцефалотомии до 1 см. Все 15 больных в до- и послеоперационном периоде получали симптоматическую противоэпилептическую терапию. Был отслежен катамнез данных пациентов. Лишь у 2 больных в послеоперационном периоде произошло нарастание частоты эпиприступов. Стоит уточнить, что в первом случае ухудшение произошло через 2 мес. после операции, а во втором - через 40 мес. и нарастание симптоматики, у этого пациента, было ассоциировано с продолженным ростом опухоли.

Что касается пациентов, у которых на дооперационном этапе отсутствовали эпиприступы, нами не зафиксировано появления данных симптомов в послеоперационном периоде.

В контрольной группе эпилепсия в дооперационном периоде присутствовала у 8 (32%) больных. 7 пациентов получали противоэпилептические препараты. В 7 случаях отмечено прорастание опухолью коры головного мозга, в 1 – новообразование локализовалось субкортикально. В отдаленном послеоперационном периоде у 1 пациента наблюдалось учащение эпиприступов через 1,5 мес. после операции.

Стоит отметить, что среди 17 больных, которые на дооперационном этапе не сообщали об эпиприступах, у 3 появилась симптоматическая эпилепсия. Эти случаи, были связаны с продолженным ростом опухоли по данным нейровизуализации.

Повторная операция выполнена у 5 пациентов с установленной ранее субдуральной мембраной. Всем 5 больным из данной группы проводилась лучевая терапия после первой операции по поводу опухоли головного мозга. Медиана времени между операциями составила 14,60 мес. В наблюдаемых нами случаях не было обнаружено оболочечно-мозговых рубцов в зоне установки субдурального импланта. Его удаление не сопровождалось травматизацией окружающих тканей (Рис3).

Реоперация пациента с установленной ранее субдуральной мембраной.
Реоперация пациента с установленной ранее субдуральной мембраной.

У 7 больных из контрольной группы, которые были оперированы по поводу продолженного роста, отмечено возникновение сращений твердой мозговой оболочки с подлежащими тканями. В 2 случаях наблюдались спайки с краями дефекта арахноидальной оболочки, разделение которых не приводило к значимым повреждения мозгового вещества.

У 5 пациентов возникли грубые оболочечно-мозговые рубцы, представленные плотными тяжами, спаянными с прилегающей корой головного мозга, опухолью и твердой мозговой оболочкой. Их диссекция сопровождалась кровотечением из образованных рубцов и тракцией, приращённого к ним, мозгового вещества. 6 из 7 пациентов получали лучевую терапию после первой операции по поводу основного заболевания. Медиана времени между операциями 9,85 месяца.

Заключение

Применение субдуральной мембраны показало высокую эффективность в профилактике образования оболочечно-мозговых рубцов, что в свою очередь сокращает время операции и вероятность дополнительного повреждения коры головного мозга при реоперациях. Данная методика может быть применена не только в нейроонкологии, но и при других нейрохирургических патологиях, которые не исключают проведение повторных оперативных вмешательств, например, невралгии черепных нервов, черепно-мозговая травма. Полученные результаты лимитированы небольшой выборкой и требуют дальнейшей проверки на большей группе пациентов с сравнением функциональных исходов. В данном исследовании нами не выявлено значимого влияния установки субдуральной мембраны на снижение частоты возникновения эпилепсии в послеоперационном периоде у больных с опухолями головного мозга.