Когда Татьяна Александровна, жительница дома №2а на переулке Бухарском в Оренбурге, после приема в городской прокуратуре вернулась в квартиру, обнаружила «сюрприз». Вся ванна была завалена кирпичом и штукатуркой. Обрушилась стена. Эпичные фото она прислала в нашу редакцию.
- Это уже не в первый раз, - с отчаянием написала она. - В прошлый раз мне на голову чуть не упал кусок огромной трубы. Из стены торчат кирпичи, с потолка свисает штукатурка. Страшно элементарно зайти в туалет. И это продолжается уже который год. В прокуратуру я и ходила, чтобы помогли разобраться.
Хотела поставить колонку, а лишилась газа
Квартиру в старинном центре города она купила восемь лет назад. Решили переехать поближе к школе.
Присмотрели эту трешку на Бухарском. Старенькая, но если сделать ремонт, жить можно. Начали с замены газовой колонки. Горячей воды в доме не было никогда, а старая колонка работала через раз. Чтоб поставить новый агрегат, нужен был акт обследования вентиляционного канала.
- Я вызвала специалистов, - рассказывает оренбурженка. - По документам, якобы канал проверяли каждые три месяца. Но по факту... он оказался завален кирпичом и штукатуркой. Оказывается, он был сделан из обычного, а не огнеупорного кирпича. И его просто нельзя было использовать с газовыми колонками - температура горения выше.
Начали разбирать, и все посыпалось - несущая стена, фасадная стена целого трехэтажного дома! Туда, по идее, должна была выходить вентиляция. Сейчас, конечно, этого уже не докажешь, но когда дом строили, там должен был быть еще одни пролет.
Экспертиза показала, что несущая способность этой стены всего 40 процентов. А тут еще и обрушение, в самой середине. Если еще ряд хлипких кирпичей упадет, дом сложится как карточный.
- Само собой, службы мне не разрешили ставить новую газовую колонку и вообще пользоваться газом, - говорит Татьяна Александровна. - Горячей воды нет, что делать? Ходила в фитнес-клуб рядом, чтобы купаться там.
У соседки упал потолок
Разваливаться на глазах начала и квартира сверху. Ее хозяйка сделала ремонт в ванной, положила плитку, выровняла стены. Но однажды обнаружила, что вся эта красота лежит на полу вместе с потолком. Это был последний этаж. Оказалось, что перекрытия потолка просто сгнили. Чудом не упали на голову жильцам.
- Тогда наш пролет отремонтировали, - говорят жильцы. - Управляющую компанию обязали восстановить упавшие перекрытия и отремонтировать дымоходы и вентканалы. Но стена - то эта, толщиной в один кирпич, да еще и частично обрушившаяся, осталась. Ничего лучше в управлении ЖКХ города не придумали, как зашить ее... пенопластом.
Действительно, с внешней стороны красуется большая, в несколько этажей, «заплатка» из синтетического материала. Ее можно отковырять острым предметом. Маловероятно, что такой материал может удержать целый дом. Да и токсичность у пенопласта, по словам специалистов, очень высокая.
После очередного обрушения в квартирах Татьяна Александровны и ее соседки, по перекрытиям пошли трещины. Татьяну Александровну попросили подождать с ремонтом и последить за «их поведением». На расшитом потолке поставили «маяки» - цементные бляшки с номерами. Если они лопнут, значит, трещина увеличивается. Мониторить состояние маяков должна была управляющая компания.
- Они не просто лопнули, а рухнули в мою ванну, вместе со штукатуркой - говорит жительница
дома. - Я собрала все в пакет и отнесла в мэрию. Мэр Сергей Салмин принял меня лично. Это уже третий глава города к которому мы пошли с просьбой признать дом аварийным. Ждем результата.
Не хотят признавать аварийным
- Мы уже куда только не обращались, и в жилищную инспекцию, и в Фонд модернизации, - говорят жильцы. - С 2014 года вопрос стоит на контроле ГЖИ и у Главного федерального инспектора. Проверки и комиссии от нас не выходят, кто только уже на эти трещины не смотрел - и все без толку. Ну если не признают аварийным, так пусть дадут заключение, что дом пригоден для проживания, а потолок не свалится нам на голову. Пусть проведут инструментальное обследование, которое покажет, способность несущих конструкций и дальнейшие рекомендации - можно ли его отремонтироваться или нужно расселять.
Ситуация, впрочем, для Оренбурга не новая. Кому нужен еще один дом для расселения, где взять на это деньги? Очередь из жильцов уже признанных аварийными строений, длинная, а тут еще новые обязательства.
Несколько домов в Оренбурге в этом году признали аварийными только после вмешательства прокуратуры, а работу комиссии, которая оценивает состояние такого жилья - неудовлетворительной. Да и то - на снос опять нужны деньги, старые дома в центре стоят без окон и дверей и постоянно пугают соседей пожарами, которые там периодически устраивают бездомные.
Сколько еще бюрократических кругов придется пройти жильцам, чтобы, не опасаясь за свою жизнь и здоровье засыпать в собственном доме?