Найти тему
Старожил

Моя иммигрантская жизнь

Центр города. Улан Батор, Монголия. Здание в центре - гостиница Голубое Небо. 2019 год
Центр города. Улан Батор, Монголия. Здание в центре - гостиница Голубое Небо. 2019 год

22. Монгольские степи, бескрайний простор

В Улан-Батор мы приехали из Пекина. Добирались международным поездом, так как для длительного проживания необходимо много личных вещей, а для авиа перелета вес багажа сильно ограничен.

За все время работы за рубежом нам предоставили наилучшую по оснащению и приспособленности для комфортного проживания квартиру, расположенную реально недалеко от места работы и прочих бытовых центров.

Раньше я считал китайских школьников образцовыми в стремлении к овладению знаниями, но монгольские учащиеся превзошли их. В Монголии, как и в Китае, при поступлении школьники сдают вступительный тест. Только в Китае с каждым годом все более значимыми становятся финансовые возможности родителей, способных оплатить учебу своих чад, а знания школьника — вторичный фактор. В Монголии если кандидат на поступление демонстрирует неудовлетворительные знания, перед родителями культурно извинятся и откажут в обучении в выбранном учебном заведении вне зависимости от обеспеченности семьи.

Иностранному учителю намного сложнее создать должную рабочую атмосферу в китайском классе. При этом школьники не будут шуметь и явно нарушать дисциплину, но, сопровождая учителя рассеянным взглядом во время урока, каждый будет думать о чем-то о своем, но не о преподаваемом предмете. Среди монгольских учащихся авторитет учителя достаточно высок и на уроке они заняты только учебой.

Репетиция парада в честь Дня Независимости на площади Сухэ Батора перед Домом правительства. В центре здания - статуя Чингизхана. Улан Батор, 2020 год
Репетиция парада в честь Дня Независимости на площади Сухэ Батора перед Домом правительства. В центре здания - статуя Чингизхана. Улан Батор, 2020 год

Китайские школьники при поступлении в специализированные школы в общей массе демонстрируют довольно низкий уровень знания английского. Монгольские дети в большинстве своем начинают изучать язык с дошкольных лет. Рядом с моим домом находятся три школы: государственная общеобразовательная и две частные: русская и английская, Причем государственная школа - ближайшая. Несмотря на это, неоднократно, выходя из дома, я слышу как школьники младших классов по дороге в школу общаются с родителями и со сверстниками по-английски. Поэтому в Китае учащиеся ежедневно затрачивают больше времени на учебу, чем их монгольские сверстники, так как у них увеличено количество уроков английского. Лишь к окончанию школы, при должном прилежании, китайские школьники достигают уровня знания английского языка, необходимого для продолжения обучения за границей.

Лишь немногие китайские учащиеся в состоянии сдать вступительный тест в иностранный университет в основном из-за недостаточного знания языка, на котором ведется преподавание. Им приходится тратить лишний год и родительские деньги на языковые курсы при университете, по окончании которых они способны обучаться наравне с местными студентами. По статистике 85% монгольских абитуриентов сдают вступительный языковый тест достаточно успешно для непосредственного начала обучения.

Памятник Марко Поло в Улан Баторе, 2020 год
Памятник Марко Поло в Улан Баторе, 2020 год

В школе, где я преподаю в настоящее время, обучение ведется по британской системе образования. Благодаря внедрению передовых методик обучения, школьники заканчивают начальную пятилетнюю школу по программе шестого класса и далее обучаются по учебной программе последующего года. С восьмого по десятый класс они изучают программу IGCSE Extended или Advanced Level в зависимости от того, насколько успешно они сдали выпускные тесты седьмого года обучения. В старших классах, одиннадцатом и двенадцатом, они обучаются по курсу International Baccalaureate (IB), который также имеет два уровня обучения. Кредиты по изучаемым предметам программы IB засчитываются при дальнейшем продолжении учебы, и, таким образом, будущий студент сокращает срок своего обучения в университете и стоимость получения образования.

Для получения высшего образования большинство китайских абитуриентов устремляются в Америку или Австралию. География целей выпускников монгольских школ более обширна. Почти половина планирует продолжать обучение на англоязычных потоках в различных университетах западноевропейских стран.

С монголами мне очень легко общаться. Они очень коммуникабельны, большая часть молодежи знает английский или русский языки, многие представители старшего поколения говорят по-русски. Несмотря на то, что влияние СССР и России в Монголии ослабло, до сих пор большинство монголов с уважением и любовью относятся к русским людям, русской культуре и к стране в целом.