Европа сильно зависит от Москвы в вопросе поставок дизельного топлива, сообщает Bloomberg. Пятого февраля вступит в силу запрет на морской импорт российских нефтепродуктов в ЕС. Если блок не найдет альтернативного поставщика, ему грозит острый кризис.
Джек Уиттелс (Jack Wittels)
Европа очень сильно зависит от России как от поставщика дизельного топлива. Но остается менее десяти недель до вступления в силу санкций, которыми торговля дизтопливом будет почти полностью заблокирована, и это служит мрачным напоминанием о том, что предстоит проделать много работы по поиску новых источников поставок.
Как показывают данные компании Vortexa Ltd., собранные Bloomberg, Евросоюз и Британия за первые 24 дня этого месяца получили почти половину дизельного топлива, отправляемого морским путем, из России. Зависимость от Москвы с октября резко усилилась, потому что из-за забастовок, остановивших работу французских НПЗ, пришлось увеличивать объемы импорта в этот регион.
С первого по 24 ноября танкеры доставляли в ЕС и Британию в среднем по 1,34 миллиона баррелей дизтоплива в день. В октябре этот объем был намного больше, но и ноябрьские показатели существенно выше среднего значения за первые десять месяцев текущего года.
С пятого февраля из-за санкций ЕС почти полностью будет прекращен морской импорт дизельного топлива и прочих нефтепродуктов из России. Эта страна остается самым крупным внешним поставщиком для Евросоюза, а это значит, что покупателям грозит острый дефицит, если Брюссель не найдет других поставщиков, способных закрыть образовавшуюся брешь.
С первого по 24 ноября ЕС и Британия в среднем получали из России по 600 тысяч баррелей дизтоплива ежедневно, что составляет 45% от общего объема поставок. В октябре импорт из России составил 34% от общего объема, а средний показатель за первые десять месяцев был равен 51%.
Больше топлива из Приморска
Объемы экспорта из балтийского порта Приморск в прошлом месяце существенно увеличились. В следующем месяце они наверняка будут еще больше.
Немалая часть российского морского экспорта уходит в район Амстердам – Роттердам – Антверпен. Это торговый нефтяной хаб, находящийся на северо-западе Европы. Декабрь – последний месяц, когда трейдерам с главного в Европе фьючерсного рынка дизтоплива ICE Gasoil можно будет доставлять российское топливо в хранилища этого района в рамках действующих контрактов.
Это дает мощный стимул всем, кто хочет приобретать российские баррели по таким фьючерсам, выполнять контракты как можно скорее. Придет январь, и продукцию российского происхождения уже нельзя будет доставлять на площадку ICE Gasoil.
Есть и другие импортеры российского дизтоплива. Это Франция, Германия и Польша.
Российские поставки
Европе приходится искать альтернативные источники поставок, но и России тоже необходимо находить покупателей для своего экспорта. В сентябре более половины его объема ушло в ЕС.
Еще одним важным покупателем является Турция, а также Марокко и Тунис.
А еще Россия в больших объемах экспортирует другие нефтепродукты.
Лигроин – это нефтепродукт, используемый для производства бензина или в качестве сырья в нефтехимической промышленности.
Мазут, являющийся по сути дела остатком переработки нефти, имеет множество предназначений. Его используют для выработки электроэнергии и как корабельное топливо.
В этом месяце общий объем поставок нефтепродуктов из России в пересчете на баррели в день будет самым большим с февраля месяца, когда Москва начала спецоперацию на Украине.
Не все топливо российского производства экспортируется через порты страны. Часть его поставляется через другие государства, и поэтому оно не включено в статистику, использованную в этой статье.
С участием Преджулы Прем (Prejula Prem)