Найти тему
Молодость в сапогах

"Та война", забытый опыт.

Оглавление

Среди весьма заметного процента нашего населения популярны ныне взгляды, что Великая Отечественная война есть "перевернутая страница истории", которой надо гордиться, конечно, но никакого практического значения для текущего момента тот опыт уже не имеет. Потому что тогда был советский народ, сын Сталина воевал, а сейчас олигархи с яхтами и все не так. Ну, это если совсем просто, что "много буков" не писать.

Данную тему радостно подхватила враждебная пропаганда, можно сказать, вышеуказанный бред стал одним из основных ее трендов, как теперь принято говорить. Странные ребята на просторах Рунета дружно заныли про "на нас никто не нападал", а легковерные люди, неотягощенные мощным интеллектом и богатым жизненным опытом, стандартно именуемые в народе "лох", стали радостно им подпевать, наивно полагая, что встретили единомышленников.

Ну, что тут скажешь... Лучше ничего не будем говорить. Просто еще раз вернемся к опыту Великой Отечественной, которая, как пока еще всем известно, закончилась НАШЕЙ Великой Победой. Имеющий уши, да услышит, имеющий глаза, да увидит.

Сегодня будет представлен довольно необычный по тону документ за подписью Конева.

Иван Степанович Конев (1897-1973) достиг в СССР вершин военной карьеры, став Маршалом Советского Союза (1944 год), а  в послевоенное время Главнокомандующим Объединёнными Вооружёнными силами стран- участниц Варшавского договора. Полководческая звезда Маршала Конева взошла в 1943 году. До этого момента на его долю выпало несколько тяжелейших поражений - Вяземский котел, например.
Иван Степанович Конев (1897-1973) достиг в СССР вершин военной карьеры, став Маршалом Советского Союза (1944 год), а в послевоенное время Главнокомандующим Объединёнными Вооружёнными силами стран- участниц Варшавского договора. Полководческая звезда Маршала Конева взошла в 1943 году. До этого момента на его долю выпало несколько тяжелейших поражений - Вяземский котел, например.

В документе упомянута 5-я Гвардейская Танковая Армия и командовавший ей генерал-полковник Ротмистров, к которому у Конева имелись претензии уже не в первый раз. "Упечь" Ротмистрова Конев пытался еще в 1941 году и тоже за невыполнение приказа. На экземпляре имеется роспись адресата в получении с датой - 30.10.43.

-3

Текст читается плохо, так что продублируем:

"Вы ведете себя как отъявленный предатель, саботируете исполнение моих приказов.

Приказываю:

1) Всеми силами Армии перейти в решительное наступление и приказ мой о ликвидации группы противника в районе Баштина выполнить.

Если приказ не будет выполнен, Вы будете отстранены и преданы суду военного трибунала за предательство.

2) Приказ об обороне по реке Ингулец немедленно отменить.

Подпись: Конев.

Принято в 18.00 30.10.43 по ВЧ."

В такой тональности командующим фронтами тоже приходилось приказы отдавать. В газетах об этом, понятное дело, не писали и по радио не сообщали. После Победы все "напряженные моменты" были преданы забвению и на первый план вышли, само собой, только успехи. Но у любого успеха есть оборотная сторона, изнанка, так сказать. Иногда изучение подобных изнанок дает очень важные сведения умным людям, предоставляя возможность взглянуть на текущую реальность через призму доставшегося страшной ценой опыта победителей.

Не бывает "выдающихся полководцев" без поражений. Многие прославленные военачальники не раз проходили по грани - их отстраняли от командования, грозились отдать под суд, но потом давали все же второй шанс. А то и третий. Лишних генералов и маршалов в Красной Армии не было после 1941 года. Но и в отпуск проштрафившихся генералов не отправляли. Шла война и расплата за ошибки назначалась соответственно их цене.

Однако, давайте попытаемся все же разобраться подробней с данным эпизодом.

В октябре 1943 года продолжалась так называемая "Битва за Днепр" - расширение плацдармов на правом берегу и отражение вражеских контратак. Успеху этого грандиозного сражения во многом способствовало проведение Запорожской наступательной операции. Советское командование мыслило широко и масштабно, вынуждая противника непрерывно латать пресловутый "тришкин кафтан".

5-я Гв. танковая Армия понесла очень ощутимые потери в предыдущих боях и на 29 октября 1943 года именно "Армией" являлась чисто номинально. Ссылка на соответствующий рукописный рапорт, адресованный лично Коневу будет в конце статьи, читать его без увеличения невозможно, так что наиболее важные моменты мы процитируем. Не вполне ясно, кто автор. По смыслу это некий результат инспекции или что-то в этом роде.

-4

Итак, на момент написания рапорта,29 октября 1943 года в строю всего 88 танков и 27 САУ (это вся Армия). Корпуса укомплектованы по-разному, больше всего боеспособных танков в 7-м мехкорпусе (точное число не указано), а меньше всего - в 18-м ТК (всего 8 исправных танков).

Обычно в отчетах Ротмистрова всегда отмечалось своевременное и успешное восстановление поврежденной матчасти, но данный документ сообщает, что "командиры корпусов ремонтного фонда не знают, плана и графика реально нет".

Восстановленные танки поступают в части хаотично, иногда болтаясь по тылам в поисках своего подразделения или простаивая без горючего. "Где-то в тылу" застряли также армейский ИПТАП, ИПТАП 18-го ТК и полк самоходных орудий 7-го мехкорпуса.

Рапорт сообщает, что "много машин стоят без горючего, хотя в армии в целом горючего вполне достаточно".

Оценка собственно боевых действий корпусов Армии тоже не самая высокая. Сообщается, что 28 октября 1943 года более-менее грамотно действовал только 18-й ТК. 29-й "переманеврировал" (так в документе) забравшись в овраги, из которых не смог вовремя выйти. 7-й мехкорпус остался без командования - генерал Дубовой был ранен, а НШ, заменивший его, был настроен "беречь людей" и от ведения боевых действий фактически уклонялся, ссылаясь на необходимость отдыха и пополнения. Отметим, что корпус закончил формирование 30 сентября - менее чем за месяц до описываемых событий.

Заняв перечисленные в рапорте населенные пункты - Зеленый Гай, Геёвка (в тексте то Гиевка, то вовсе Гейевка) и др. -Ротмистров на вечернем совещании отдал приказ о частичном переходе к обороне на флангах силами 63-й мбр. Это решение на конец дня 28 октября, а 30-го Ротмистров получает вышеприведенный приказ с угрозой отдать под суд за предательство и требованием отменить данные распоряжения.

Имеется еще и отчет о боевых действиях 5-й Гв. танковой Армии "по версии Ротмистрова"- там, что характерно, упомянуты практически те же самые обстоятельства, но на уже в качестве объективных препятствий к выполнению поставленных задач.

Мы еще разберем документы Армии Ротмистрова подробно, там много интересного. Но потом.

А сейчас просто отметим: Красная Армия добивалась успехов не штурмом какого-то одного поселка в течение нескольких недель, а комбинацией мощных ударов на разных участках фронта, строгая координация которых являлась одним из основных условий достижения результата. И не имело на этом уровне значения, где там у какой-то дивизии застряли тылы, кто не успел обучить пополнение и не получил новую матчасть. На то и командиры, чтобы обеспечить выполнение приказа, несмотря на и вопреки.

На уровне конкретного "батяни комбата" все могло выглядеть исключительно как дурь и некомпетентность вышестоящего командования, рвущегося к орденам и почестям. Но батяню никто не спрашивал. От него жестко требовали выполнить приказ любой ценой. Возможно, чрезмерной. Но так достигалась Победа.

Чтение документов, в отличие от писаний разных "контуженных гениев" типа Астафьева, как раз и дает четкое понимание разницы восприятия ситуации на разных уровнях. И позволяет ощутить дух времени, понять, как и какой ценой была сокрушена мощнейшая военная машина гитлеровской Германии.

Состояние 5 гв. ТА

Боевые донесения, оперсводки. Дата создания документа: 29.10.1943 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 240, Опись: 2779, Дело: 146, Лист начала документа в деле: 104.
Авторы документа: 5 гв. ТА.

Отчет о боевых действиях 5 гв. ТА

Описывает период с 07.10.1943 по 30.10.1943 г.

Отчеты о боевых действиях. Дата создания документа: 30.11.1943 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 332, Опись: 4948, Дело: 31, Лист начала документа в деле: 106.
Авторы документа: 5 гв. ТА, гв. полковник Белозеров.