Когда вы в последний раз делали комплимент другому человеку? А когда вы в последний раз слышали добрые слова в свой адрес? В повседневной жизни есть бесчисленное множество возможностей сказать что-то, что улучшит жизнь другого человека. Например, мы можем оставить отзыв о работе, проделанной коллегой, дать ему совет, как улучшить его работу,
Однако многие люди часто упускают возможность сказать что-то приятное или полезное другому человеку. В недавней статье исследователя Гарвардской школы бизнеса Дженнифер Абель под названием «Доброта в условиях дефицита: доказательства неадекватного просоциального поведения» основное внимание уделяется причинам, по которым люди предпочитают не говорить комплименты, даже когда этого требует ситуация.
Чтобы выяснить причину, исследователи сначала рассмотрели доказательства отсутствия полезного совета в повседневной жизни. Например, недавний опрос показал, что 72% сотрудников сообщили, что не получают необходимого совета. Другое исследование, отслеживающее интимные отношения, показало, что только 48% хотели дать совет своему партнеру, но 86% были готовы его получить. Дополнительные наблюдения показывают, что люди часто воздерживаются от комплиментов или выражения благодарности.
Почему люди избегают говорить добрые слова?
Исследователи предполагают, что в целом люди склонны недооценивать преимущества и переоценивать недостатки комплиментов, отзывов, советов или выражения благодарности других. Преимущества недооцениваются, потому что люди считают, что совет может быть не особенно полезным или что комплимент может не сделать другого человека счастливым.
Переоценка негатива может означать, что люди опасаются, что похвала может быть нежелательной или неудобной, или что благонамеренный совет может быть воспринят как высокомерный. Кроме того, совет может быть воспринят как чрезмерно критический, даже если он действительно полезен для повышения производительности в будущем.
На основе анализа научной литературы Абель выделила 4 причины, по которым люди избегают говорить добрые слова.
1. Проецирование собственных мыслей
Очень часто мы склонны проецировать свои собственные мысли об определенных вещах и тем самым иметь ошибочное представление о других людях. Это может привести к ощущению, что совет или комплимент могут оказаться бесполезными, потому что их содержание уже очевидно для другого человека. Например, если кто-то является экспертом в кулинарии, он может ошибочно предположить, что все люди умеют готовить. Из-за этого повар склонен переоценивать очевидность своих советов и поэтому не давать их.
2. Концентрация внимания на неправильных аспектах
Большинство из нас склонны сосредотачиваться на неправильных аспектах комплимента или совета. Исследования показывают, что люди, которые дают советы или отзывы, часто беспокоятся о том, чтобы сделать это правильно. Однако людей, получающих совет, часто больше интересует эмоциональная теплота и добрые намерения человека, дающего его, чем то, как он дается.
3. Собственные предпочтения
Собственные предпочтения в отношении получения комплимента или совета могут значительно помешать. Если человек чувствует себя неловко, получая критический совет, он может автоматически заставить других чувствовать то же самое, возможно, заставив их замолчать.
4. Неуместный поступок
Некоторым людям может показаться социально неуместным давать совет или делать комплименты. Например, молодой человек может предположить, что пожилые люди не хотят слушать его советы.
Единственные ситуации, в которых добрые слова могут произвести негативное впечатление на другого человека, — это когда они сказаны с эгоистичными намерениями. Это означает, что до тех пор, пока это делается честно и эмоционально тепло, давать отзывы, советы или выражать благодарность, как правило, очень хорошая идея.
Заходите на наш сайт :)