На прошедшей 4 ноября в Душанбе встрече с коллегами из стран СНГ секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев предупредил руководство стран Центральной Азии о том, что к ним вместе с беженцами из Афганистана могут проникнуть и террористы. «Есть риск того, что беженцы двинутся не только в сторону Ирана и Пакистана, которые сейчас принимают более 80% мигрантов, но и в государства ЦА», - уточнил он.
Тяжёлое социально-экономическое положение Афганистана, в том числе на фоне блокирования США афганских финансовых средств, создаёт условия для наращивания потенциала террористических организаций. А это может привести к росту нестабильности на пространстве Содружества.
Гильотина как средство от перхоти
Вторжение Соединённых Штатов Америки в Афганистан было осуществлено под предлогом того, что на территории этого государства укрывался главарь террористической группировки «Аль-Каида»* Усама бен Ладен, якобы ответственный за организацию воздушных атак на ряд зданий в США 11 сентября 2001 года. При этом в Америке скромно умалчивают о том, что именно на их деньги были созданы, обучены и вооружены многие отряды «моджахедов», базировавшиеся в том числе в Афганистане и впоследствии объединённые бен Ладеном. Но главным террористом после гибели главы «Аль-Каиды» было объявлено движение «Талибан»*, пожалуй, единственное из исламистских движений, созданных не на американские деньги.
Борьба с талибами велась американцами по принципу «враг моего врага – мой друг». Даже невзирая на то, что у этих «друзей» руки в крови даже не по локоть, а по самые плечи. В частности, использовались боевики из ИГИЛ* и других террористических сетей, несколько лет терроризировавшие население Сирии, Ирака и других государств Ближнего Востока. В частности, после разгрома основных сил ИГ в Сирии боевики этой террористической сети «на вертолётах без опознавательных знаков» перебрасывались на подконтрольные оккупационным силам афганские территории, снова вооружались и направлялись на борьбу с «Талибаном».
Тем не менее все усилия Вашингтона по предотвращению прихода к власти в Афганистане талибов пошли прахом. Сразу же после вывода из страны американского контингента отряды «Талибана» заняли Кабул и объявили о формировании правительства.
Это послужило поводом для ареста денежных средств Афганистана, хранящихся за рубежом. Мало того, Вашингтоном было принято решение о том, что эти деньги будут потрачены на выплаты компенсаций семьям жертв терактов в США 11.09.2001. То есть имеет место банальный грабёж государства, виновного лишь в том, что на его территории в местности, не контролируемой правительственными войсками, укрывался бен Ладен. Именно кража афганских денег Соединёнными Штатами привела к жесточайшему экономическому кризису в стране, из-за которого люди вынуждены искать убежище за границей.
Опасные братья
Следует напомнить, что террористическая угроза из Афганистана «родилась» отнюдь не сегодня. Ещё в годы гражданской войны в Таджикистане, пользуясь тем, что граница по реке Пяндж после распада СССР стала «прозрачной», а в обеих странах по её берегам живёт один и тот же народ, афганские наёмники и добровольцы регулярно участвовали в боевых действиях, а после разгрома часть таджикской оппозиции находила убежище «за речкой». Туда же, в Афганистан, часто бежали, а потом, пополнив ряды сторонников, возвращались отряды оппозиционеров из Узбекистана и Киргизии. Политика возврата этнических казахов привела к массовому притоку в Казахстан людей, эмигрировавших в том числе и в Афганистан в 1920-30-е годы. И среди них оказались лица, причастные к деятельности террористических группировок. Через Афганистан в постсоветские республики Центральной Азии и даже в Россию возвращались на родину и многие исламисты, воевавшие на стороне ИГИЛ.
Доходило дело и до прямых атак на наших бывших соседей по СССР со стороны афганских территорий, контролируемых ИГ. Так, в 2020 г. туркменским пограничникам пришлось отражать атаки игиловцев на границе своей страны.
К сожалению, способствовала проникновению на территорию СНГ лиц, связанных с террористами, и политика руководства некоторых центральноазиатских государств, направленная на поддержку соплеменников, проживающих в Афганистане. Ведь там проживает значительное количество не только таджиков, но и этнических узбеков. В частности, после очередного наступления талибов на провинцию Балх в Узбекистан отошли остатки войск маршала Абдул-Рашида Дустума. Власти Таджикистана поддерживали афганского полевого командира таджикского происхождения Ахмада Шаха Масуда, а после гибели военачальника поддерживают его сына Ахмада Масуда, возглавившего антиталибское сопротивление в Панджерском ущелье. Соответственно, боевики из долины Пянджа объявлены Эмомали Рахмоном «братьями» и поддерживают тесные отношения с Таджикистаном.
Разумеется, нельзя огульно обвинять всех жителей Афганистана в причастности к терроризму. Но за более чем 40 лет войны, разоряющей страну, в ней выросло уже второе поколение людей, чья психология вполне допускает действия, которые в остальном мире трактуются именно как терроризм. И об этом нельзя забывать.
Не пустые угрозы
Да, в последнее время террористическая деятельность на пространстве Содружества Независимых Государств несколько снизилась. На снижение числа терактов указал на встрече с руководителями силовых структур и спецслужб стран СНГ 26 октября российский президент. В то же время, по словам Владимира Путина, появились и новые угрозы. В том числе активное поступление на чёрный рынок оружия с территории Украины. Среди образцов этого оружия немало высокоточного, а также переносных зенитных комплексов, серьёзно упрощающих «работу» террористов.
Второе направление, на которое президент РФ рекомендует обратить внимание руководителей силовых ведомств, это проникновение на территорию СНГ террористов, имеющих боевой опыт, под прикрытием миграционных потоков.
Дело в том, что движение «Талибан», придя к власти в стране год назад, отказалось создавать коалиционное правительство с любыми другими группировками, которые, по сути, стали его оппонентами и даже противниками на внутриполитическом «фронте». Среди последних немало тех, которые выбрали своей тактикой именно террористическую деятельность. Кроме того, идеологические установки различных афганских вооружённых группировок достаточно размыты, что позволяет рядовым боевикам свободно «дрейфовать» из одной в другую. Группировки же могут быть достаточно мощными, как, например, базирующиеся в Панджшерском ущелье таджики Ахмада Масуда, или игиловцы, численность которых оценивается от 3-6 тысяч до 10 тысяч.
Как и в случае с прежним правительством Исламской Республики Афганистан, как оказалось, державшемся лишь на американских штыках, власть талибов распространяется далеко не на всю территорию страны. Но не прекращаются закономерные попытки распространить её на провинции, находящиеся под контролем вооружённых оппозиционеров. А такие попытки сопровождаются ростом числа беженцев, в том числе и из числа участников террористических бандформирований, часть которых оказывается в центральноазиатских республиках СНГ.
Несмотря на то, что «Талибан», вне всякого сомнения, является наиболее мощной политической и военной силой ИРА, военная удача переменчива, и существует вероятность поражения различных подразделений талибов и даже захвата отдельных регионов. И это опасно тем, что как движению, так и оппозиционным «Талибану» группировкам достались просто огромные запасы вооружений, которыми накачивали Афганистан американцы. В их числе – авиация, включая достаточно современные американские вертолёты, лёгкая бронетехника, произведённая странами НАТО, артиллерия и стрелковое вооружение натовского образца. Не говоря уже об амуниции, включающей в себя бронежилеты, приборы ночного видения. Многое из брошенного США предназначено в первую очередь для ведения диверсионной деятельности и партизанской войны. Как говорится, это «то, что доктор прописал» для террористов. Напомним, способных под видом мигрантов оказаться на территории Содружества Независимых Государств.
Зри в корень
Усиление работы спецслужб стран СНГ по сокращению террористической угрозы, исходящей от афганских беженцев, это, если можно так выразиться, «скорая помощь». Корень же проблемы находится в нестабильной политической и в первую очередь экономической ситуации в Афганистане. Именно поэтому Российская Федерация, Китай, государства Центральной Азии, входящие в СНГ, уделяют серьёзное внимание диалогу с правительством талибов. Именно поэтому правительству, сформированному «Талибаном», предлагаются различные экономические проекты, способные сталь альтернативой, например, производству наркотиков или банальным грабежам.
Лишь запуск экономики ИРА способен привести к тому, что сократится поток «экономических» беженцев, а у многих (хотя далеко не у всех) боевиков-террористов исчезнет мотивация для противостояния с центральной властью. Но пока этого не случилось, действительно, как настаивают российский президент и глава Совбеза РФ, спецслужбам стран СНГ следует «держать ушки на макушке».
Фёдор КОЛОСКОВ
Оригинал статьи размещен здесь