Найти тему
7Дней.ru

«Чужой»: почему фильм о жестоком пришельце стал родным для любого киномана

К 85-летию Ридли Скотта вспоминаем прорывную работу в его удивительной карьере.

   «Чужой»: почему фильм о странном на вид пришельце стал родным для любого киномана Кадр из фильма
«Чужой»: почему фильм о странном на вид пришельце стал родным для любого киномана Кадр из фильма

За 43 года, что прошли с премьеры первой части (1979) культовой серии фильмов «Чужой», о картине Ридли Скотта было сказано и написано на десятилетия вперед. Тем не менее сегодня мы кратко рассмотрим эту ленту как вещь отдельную и самодостаточную, вне ее связи с продолжениями Джеймса Кэмерона, Дэвида Финчера и Жан-Пьера Жене, а также приквелами самого мэтра.

Научно-фантастический хоррор Скотта, действие которого по преимуществу разворачивается в закрытом клаустрофобическом пространстве и сфокусировано на отчаянной борьбе людей с агрессивной иноземной тварью, предвосхищает как минимум «Нечто» (1982) Джона Карпентера. И даже сегодня не перестает впечатлять элегантными творческими решениями, будь то крайне изобретательное в своей зловещей простоте представление заглавного титра или медленное погружение зрителя в мир фильма. Работа художественного цеха в «Чужом» по праву заслуживает восхищения. Холодная технологичная среда с обилием металла и усложненных конструкций подарила истории великолепную фактуру в духе индустриального дизайна, а неприкрытая ирония авторов добавила ей шарма. Достаточно вспомнить, что люки в шлюзах «Ностромо» похожи на диафрагму объектива в кинокамере, а сексуализированные биомеханические концепты Чужого и внутренностей инопланетного корабля, придуманные гениальным швейцарским художником Руди Гигером, удостоенным за эту работу премии «Оскар», местами напоминают сами знаете что. Тремя годами позже Скотт и его команда – впрочем, в измененном составе – подтвердили класс при создании еще одного чрезвычайно убедительного сеттинга в «Бегущем по лезвию» (1982) – другом великом научно-фантастическом творении своего времени.

   «Чужой», реж. Ридли Скотт Кадр из фильма
«Чужой», реж. Ридли Скотт Кадр из фильма

Пожалуй, не меньше эмоций, чем различные экранные изыски, публике оставляет противоречивый сценарий фильма, первый просмотр которого у многих из нас пришелся на далекую VHS-эпоху. Почему внутри «Ностромо» нет невесомости? Зачем члены экипажа подписывают контракты, из-за которых вынуждены рисковать жизнью по надуманным поводам в отрыве от прямых профессиональных обязанностей? (Или почему они не читают договоры так внимательно, как следовало бы при их работе?) Почему Рипли и Даллас наблюдают за исследованием лицехвата без защитных масок? Зачем Рипли и Паркер посылают на поиски сбежавшего корабельного кота одного Брэтта, если тот рискует наткнуться на Чужого в лабиринтах «Ностромо»? Почему Чужой медлит и сразу не атакует Рипли в челноке? Эти и другие вопросы (наивные, обывательские – называйте как угодно) восходят не столько к зудящей придирчивости диванных скептиков, сколько к жанровым условностям сюжета, и наверняка могут быть объяснены фанатами серии задним числом, но при первичном знакомстве рядового зрителя с картиной остаются без внятных ответов или хотя бы беглых комментариев.

   «Чужой», реж. Ридли Скотт Кадр из фильма
«Чужой», реж. Ридли Скотт Кадр из фильма

Не хуже экшен-составляющей вдумчивую часть аудитории способен взволновать спектр тем, затронутых авторами. «Чужой» прямо ставит под сомнение обязанность беспрекословной субординации, а точнее – слепого подчинения откровенно неправовым и губительным приказам вышестоящих лиц, которые в экстремальной ситуации могут потерять концентрацию или рассудок, а то и просто оказаться предателями, врагами. Другая важная тема фильма – ответственность сильных мира сего – крупных коммерческих компаний, государственных номенклатур, транснациональных корпораций и иже с ними – за безопасность и будущее человечества. Рипли, как нетрудно заметить, далека от научного энтузиазма и тяги к рискованным экспериментам, мыслит по-хорошему приземленно, то есть трезво и практично, а потому ставит во главу угла (пусть и не всегда) элементарные меры предосторожности и здравый смысл, чего не скажешь о ее коллегах и боссах-нанимателях.

   «Чужой», реж. Ридли Скотт Кадр из фильма
«Чужой», реж. Ридли Скотт Кадр из фильма

Наконец, главный вопрос истории сводится к тому, что из себя представляет человек, каковы пределы его истинных возможностей и ключевые отличия от роботов и инопланетных существ. Продолжения «Чужого» дают на этот вопрос куда более объемный совокупный ответ, но и в первом фильме невозможно пройти мимо тезиса, сформулированного по принципу от противного, когда в одном из основополагающих монологов всей франшизы алиен описывается как идеальный организм, по сути – совершенный античеловек, чей безотказный инстинкт самосохранения вытеснил любые качества, присущие людям в силу их уязвимой природы.

Добровольно поставив в центр повествования сильную, умную, решительную женщину, вынужденно взвалившую на себя мужское, по существу, бремя задолго до расцвета феминизма и современных оскаровских правил политкорректности, Скотт и его команда ничуть не проиграли от того, что достойный отпор Чужому дала именно Рипли. Та самая Рипли, которая не поленилась спасти от гибели беспомощного корабельного кота и, проявив слабость и сочувствие к одному живому организму, не побоялась (и, самое важное, смогла!) применить силу и безжалостность к другому, использовав против последнего его же оружие. Для научной фантастики конца 1970-х такое решение стало сколь оригинальным, столь и выгодным.

   «Чужой», реж. Ридли Скотт Кадр из фильма
«Чужой», реж. Ридли Скотт Кадр из фильма

Рассуждать о первом «Чужом» и его особенностях можно еще долго, в том числе – не вполне серьезно. Например, поменяв привычную точку зрения на сюжет, несложно констатировать: фильм, задействовав нетривиальный сеттинг, в сухом остатке рассказывает банальную историю пассажира-безбилетника, который изначально никого не трогал и не просил людей его тревожить, а, проснувшись, только и хотел, что добраться зайцем из пункта А в пункт Б, но на него ни с того ни с сего ополчились кровожадные астронавты-дальнобойщики. Еще можно вспомнить про жуткое освещение в части сцен а-ля «здравствуй, эпилепсия». Или про то, какой горячей штучкой в молодости была Сигурни Уивер с ее нетипичной для Голливуда красотой (Скотт вряд ли случайно раздевает ее перед камерой в концовке). И под конец – про то, что формальный хэппи-энд картины на деле оказывается открытым финалом, в котором далеко не все так очевидно, как может показаться на первый взгляд.

Впрочем, для будущих кинематографистов куда важнее досужих упражнений в наблюдательности тот простой факт, что и в 40 лет не поздно дебютировать в большом кино, чтобы в 42 сделать один из величайших научно-фантастических фильмов в истории, а в 85 – все еще работать на высочайшем уровне и продолжать снимать новые картины. Пример Ридли Скотта тому вдохновляющее, мотивирующее доказательство.