Не смогут подморозить и другие, пусть Победоносцев и является для них образцом. Он вообще своими "совиными крыльями" олицетворял идеи царизма на рубеже XIX–XX веков. Архитектор реакции, желавший сохранить царское самодержавие в неизменности, имел редкое счастье увидеть начало падения поддерживаемой им гнилой и антигуманной конструкции.
Константин Петрович Победоносцев родился 18 (30) ноября 1827 года в Москве в дворянско-университетской семье. Родители - умные люди, пусть и жутчайшие консерваторы: однажды от произвола его отца пострадали бывшие студентами Лермонтов и Белинский. Константин же ум от родителей явно унаследовал (вопрос лишь в том, как его использовал). Он успешно окончил в 1846 году Императорское училище правоведения, а в 1860 году уже успел защитить магистерскому и стать профессором права в Московском университете. Чуть позже Победоносцев попал в императорскую семью в качестве воспитателя монарших детей.
В юности наш герой увлекался свободолюбивыми идеями и даже писал в "Колоколе" Герцена. Но, как и многие сыто устроившиеся при любой власти люди не самой сильной веры в свое дело, он переквалифицировался в консерватора. Например, так ещё поступил прежде талантливый публицист Михаил Катков. Но Победоносцев затмил того своим масштабом действий. Правовед получил решающее влияние на государственную идеологию, возглавив в 1880 году "ведомство православного вероисповедания" - он стал обер-прокурором Священного Синода.
Сразу Победоносцев начал бурную деятельность по насаждению послушания к монархии во вверенной ему идеологической сфере. Но царизм уже тогда был глубоко болен. Ещё талантливый историк народничества Н. А. Троицкий писал о схожей с революционным кризисом ситуации в последние годы царствования Александра II. Радикальная интеллигенция ещё не нашла связь с массами и её требования не выходили за рамки буржуазно-демократических, но она уже была важным фактором политического развития. Образование неизбежно вызвало её к жизни, и власть смогла ответить только полицейским террором. За это народники ответили Александру II 1 марта 1881 года.
Именно после этого убийства Победоносцев выдвинулся на первые роли в стране, став фактически духовным отцом нового императора, Александра III, и автором его знаменитого Манифеста о незыблемости самодержавия. Новый самодержец страшно боялся повторения судьбы венценосного папы, и с наущения церковного идеолога принял решение давить всякое образование и вольнодумие в зародыше. Эти наивные люди исходили из того, что стоит лишь "подморозить" Россию, и её "нравственные устои" могут храниться сколь угодно долго. Народ в этой картине был обязан исключительно поддерживать "природную власть". Это и называлось патриотизмом. Нынешние адепты Победоносцева предлагают, по сути, то же самое. Всё в духе Уварова - "православие, самодержавие, дохнародность".
Многие идеи и меры Победоносцева пугающе схоже с предлагаемыми ныне. Социальная потребность царизма состояла во всяческой задержке современного образования, которое по его мысли и вела к вольнодумию (мысли о том, что к вольнодумию ведёт несправедливость самого общественного порядка, в голову к обер-прокурору даже прийти не могла - он-то жил сытно и в почёте). Поэтому решающую силу Победоносцев направил на организацию сети церковно-приходских школ, в которых целью ставилось "дать учащимся религиозно-нравственное воспитание, развить в них любовь к России, сообщить им необходимые первоначальные знания". Стоит ли говорить, что знания давались в районе простого счёта и чтения, основной упор же был направлен на "любовь" и "нравственность". Сегодняшние Победоносцевы от идеологии тоже принимают разные "духовно-нравственные ориентиры" с тем же содержанием (любить прези...Родину), при этом ведя себя совершенно аморально, а также пытаются регулировать поведение людей. И, что важно, они всячески оправдывают и поддерживают власть, прямо как на карикатуре (все же помнят Херсон?)
Почти все современники отмечали роль Победоносцева в создании официальной мертвечины и тишины. Никакой иной мысли, кроме правительственной, отождествление себя и царизма с Россией, гонения на любых критиков самодержавного маразма — всё это проводил обер-прокурор с невзрачной внешностью и серым взглядом. Даже такая фанатка богемной жизни как Зинаида Гиппиус вспоминала:
"Победоносцев был решителен, мнения имел определённые. И о России имел он мнение очень определённое. Как-то зимой, Мережковский застал его одного у митрополита. Тут-то знаменитый оберпрокурор, в уютном кресле сидя, и пояснил, что такое Россия: ледяная пустыня без конца-края, а по ней ходит лихой человек.
Разумелось, что и пусть ходит, не много беды от лихого человека, в ледяной-то пустыне! А вот, коли, не дай Бог, оттает она…
Мне — любопытную фигуру Победоносцева довелось видеть только раз. Её нельзя забыть. Что-то от летучей мыши в ней было, с пергаментным лицом человека неизвестного возраста. Походка медлительная, небрежная, — каблуки задевают пол. И при небольшом росте — эти громадные, бледные, прозрачные уши… Впрочем, общее впечатление скорее значительности; не комизма".
Более вдумчивые люди характеризовали идеолога куда резче. Поэт А. Блок ввел в оборот термин "совиные крылья", которыми Победоносцев обнимает холодную и пустынную по его воле Россию. Лев Толстой прямо обличал обер-прокурора за выхолащивание сути религии (как будто и до этого ситуация была другой - прим.). Рисовались и многочисленные карикатуры на рыцаря самодержавия. Но больше всего известна шутливо-едкая эпиграмма, данная народом уже тогда, когда престарелый Победоносцев уже не имел того всесилия, как при Александре III: "Победоносцев для Синода, Обедоносцев при дворе, Он Бедоносцев для народа, Доносцев просто при царе".
Несмотря на все его усилия заморозить Россию, страна не желала жить во льду. После времени реакции, с конца 1890-х гг. наступает новый подъем революционных организаций. Общее же развитие русского капитализма приводит к резкому и быстрому созданию довольно концентрированного в промышленных центрах пролетариата, который на своей шкуре начинает по-своему понимать официальную нравственность. Экономический кризис начала 1900-х гг. и особенно начало "маленькой победоносной" СВО против Японии окончательно обозлили общество. В 1905 году в России вспыхнуло то, чей признак долго преследовал Победоносцева - революция. Царизму был нанесен первый из смертельных ударов. Едко и метко охарактеризовал политический путь нашего героя Лев Троцкий:
В глухие восьмидесятые годы, когда либералам казалось, что все замерло, Победоносцев чувствовал под ногами мертвую зыбь и глухие подземные толчки. Он не был спокоен в самые спокойные годы царствования Александра III. "Тяжело было и есть, горько сказать, и еще будет - так писал он своим доверенным людям. - У меня тягота не спадает с души, потому что я вижу и чувствую ежечасно, каков дух времени и каковы люди стали... Сравнивая настоящее с давно прошедшим, чувствуем, что живем в каком-то ином мире, где вес идет вспять к первобытному хаосу, - и мы, посреди всего этого брожения, чувствуем себя бессильными". Победоносцеву довелось дожить до 1905 г., когда столь страшившие его подземные силы вырвались наружу и первые глубокие трещины прошли через фундамент и капитальные стены всего старого здания.
К сожалению, попытка разрушить всемирное здание угнетения не была доведена до конца - первый советский проект оказался смертен. В том числе потому, что победоносщина не была разгромлена до конца. Сегодня тоже существуют подражатели обер-прокурора, чья единственная цель - убеждение нас в нормальности текущего порядка. "Воровать нормально, где так не делают" - говорят одни Победоносцевы. "У нас особая духовность, нам нельзя жить богато, нам нужен дефицит" - глаголят другие Победоносцевы, живущие отнюдь не в аскезе. "Весь мир в труху, иначе нам всем грозит Гаага" - внутренней чуйкой вещают третьи, наиболее страшные по воздействию на людей Победоносцевы. Настало время наконец-таки победить "мороз" и перестать давать им оправдывать убожество. А конец у всех Победоносцевых один - их выкидывают, как ненужную тряпку. Оригинального тоже под старость вышвырнули в отставку из Синода...
____________________________________________________________________________________
Благодарю вас за внимание! Также канал можно читать в Телеграме.
Желающие могут добровольно и посильно поддержать "Историка на полставочки" - 2200 2404 1720 4357