Найти тему

«Огненные танцы» от «Золотой мелодии»

Оглавление

11 октября оркестр народных инструментов из столицы Удмуртии и дирижер из Санкт-Петербурга Андрей Долгов отправят меломанов в музыкальное путешествие по миру – от Кубы до Азербайджана и России.

Турне по струнам и… континентам

Открытием нового сезона для оркестра народных инструментов «Золотая мелодия» под управлением Льва Накарякова станет концерт 11 октября (в 19:00, на сцене Удмуртской государственной филармонии), в котором под титулами special guests выступят исполнительница на иранском дафе Анастасия Зеленина и питерский дирижер Андрей Долгов.

Причем этот молодой, востребованный и исключительно всевозможный в творчестве маэстро, аранжировщик и композитор из города на Неве встанет за пульт «Золотой мелодии» на одно отделение, в котором вместе с нашими оркестрантами устроит для поклонников народной музыки удивительное турне по звукам, струнам, странам и континентам.

– Программа этого отделения в действительности получится разнообразной, – в интервью Удмуртской филармонии дирижер из Санкт-Петербурга хотел ограничиться скромным обобщением программного смысла.

Балканские гайдуки, Джонни Депп и Олег Янковский

Однако для того чтобы музыкально заинтриговать местных меломанов и разжечь в них желание к обязательному визиту в концертный зал во вторник 11 октября этого обобщения показалось недостаточно и филармоническому журналисту пришлось вызвать собеседника на максимальную степень откровения.

Как удалось узнать, в программный плейлист вошли композиции «Балканские мелодии» (Balkan Tunes) для баяна с оркестром, фантазии на темы татарской музыки и несколько авторских композиций в оригинальных аранжировках Андрея Долгова для оркестра народных инструментов.

– Какие-то из них были заказаны мне специально в эксклюзивных партитурах, а кое-что я делал сам, исходя из личных музыкальных интересов и мотивов, – пояснил наш питерский гость и «пробежался» по остальным названиям.

Из многонациональной музыкальной коллекции в Ижевске прозвучит «Румынский танец» из репертуара ансамбля Taraf de Haidouks (в буквальном переводе «Балканский инструментальный ансамбль вооруженных крестьян, боровшихся против османского ига»).

Любопытно, что этот ансамбль румынских цыган вошел в культурную летопись мира не только в музыкальной фольклорной эстетике, но и в искусстве кино. Эти гайдуки «попали в кадр» в фильме 2000 года британского режиссера, танцовщицы и хореографа Салли Поттер «Человек, который плакал», и в котором вместе с Джонни Деппом, Кристиной Риччи и Кейт Бланшетт снялся Олег Янковский.

Джазиза Вагиф кызы Мустафа-заде

С Балканских гор звуковой вояж перелетит на «Кавказские горы». Кавычки в этом словосочетании потребовались для того, чтобы обозначить название этнографической музыкальной зарисовки, написанной джазовой пианисткой, композитором и продюсером из Азербайджана Азизой Вагиф кызы Мустафа-заде, которую в мировом джазовом социуме давно, уважительно и метко величают Джазиза!

Между прочим, это оджазированнное имя Азиза заслужила по полному праву еще в конце 90-х годов, когда записала за океаном третий по счету альбом своей музыки Dance Of Fare («Танец огня»).

– Записала и записала, что тут такого особенного?! Многие сейчас пишут и издают релизы, – заворчат непытливые скептики.

Но если они даже в поверхностном исследовании биографии этой азербайджанской джазовой дивы узнают ее партнеров по работе в студии звукозаписи, то быстро сменят скепсис на эмоции восхищения. С Азизой тогда играли гитарист Эл ди Меола, саксофонист Билл Эванс, басист Стенли Кларк и ударник Омар Хаким.

При этом сама Азиза Мустафа-заде смело, эффектно и эффективно сделала планетарный produce собственному альбому. Ну а пьеса «Кавказские горы» впервые прозвучала со второго альбома Азизы 1993 года Always («Всегда»).

Ирландский твердый бит и мягкий топот не подшитых «Валенок»

– Не обойдется в нашем концерте и без энергичных ирландских танцев, – за этим анонсом Андрей Долгов имел в виду другой «Танец огня» – Firedance – уже от ирландского композитора Билла Уилана из его самого знаменитого альбома Riverdance: Music from the Show 1995 года, написанного специально для одноименного известного театрального шоу.

Заметим, что два года спустя этот альбом удостоился одной из наиболее престижных музыкальных премий Grammy и затем выдержал еще пять изданий и в вариантах каждого из релизов неизменно присутствовали зажигательные ритмы пьесы Firedance.

Наконец, предстоящая программа включит в себя несколько сувенирных шлягеров и хитов, которые всегда (!) находят отклики в сердцах публики. Типа русских народных песен «То не ветер ветку клонит», «Валенки», а также мелодии мексиканской пианистки и композитора Консуэлы Веласкес, стилизованной под кубинское болеро и которую знает каждый второй по всей Земле.

Речь ведем о Besame mucho. В смысле «Целуй меня много» и в других версиях перевода «часто», «больше», «жарко», «сладко». Или попросту и кроме шуток «Зацелуй меня»…

Объединительная роль мультфильма «Ну, погоди!»

По легенде Консуэла Веласкес написала этот «боевик» в 1940 году, когда ей исполнилось двадцать четыре, и этот возраст не мешал ей быть ни разу не целованной, позволяя предаваться мечтам.

Через девять лет после выхода в свет Besame mucho опять же в солнечном Азербайджане местный композитор Гамбар Мухтар оглы Гусейнли взял да и выдал в эфир нехитрую, но запоминающуюся детскую песенку «Джуджалярим». В этом названии она вряд ли что-нибудь скажет любителям музыки.

Но если мы представим ее дословный перевод на русский язык от Рахили Радовильской, то она превратится в… «Мои цыплятки» («Цып-цып, мои цыплятки, цып-цып-цып, мои касатки, вы пушистые комочки, мои будущие квочки») и мгновенно вызовет улыбки и теплые воспоминания о беззаботном детстве у большинства зрелых выходцев из СССР.

Надо сказать, что в течение примерно десятка лет «Мои цыплятки» были исключительно внутренним культурным явлением в закавказской республике. А вот когда в 1959 году на очередной Декаде азербайджанского искусства в Москве Сугра Багир-заде вместе с ансамблем «Джуджалярим» спела песню Гамбара Гусейнли, это произведение разлетелось по всем просторам Советского Союза.

Забавно и то, что наиболее популярный советский мультсериал режиссера Вячеслава Котёночкина и художника-постановщика Светозара Русакова «Ну, погоди!» вольно или невольно в музыкальных фонах и тканях объединил творения страстной мексиканской женщины и горячего азербайджанского мужчины.

Как мы помним «Мои цыплятки» прозвучали в 6-й серии (1973 год) погони Волка за Зайцем, а «Целуй меня часто» в 14-м эпизоде, впервые вышедшем на широкий и опять же советский экран в 1984 году, когда всему Советскому Союзу становилось совсем не до смеха… Но, как говорится, это уже другая история…

-2

Удмуртский дебют питерского дирижера

Концерт 11 октября станет творческим дебютом Андрея Долгова в Ижевске. Хотя наше заочное знакомство с этим музыкантом, аранжировщиком и дирижером из Северной Пальмиры состоялось еще четыре года назад – осенью 2018 года, когда фронтменом в концерте оркестра народных инструментов «Золотая мелодия» выступил… Михаил Дзюдзе.

Этот живописный фактурный артист вышел на авансцену с контрабас-балалайкой, а чуть позже поведал журналисту Удмуртской филармонии историю своего расставания с «Терем-квартетом» и о старте сольной карьеры.

– Конечно, весь мой талант выковывался и расцветал в недрах «Терем-квартета», – признавал питерский музыкант, изменивший амплуа «одного из» в знаменитой питерской четверке на сольную партию. – Тридцать лет мы потешали народ, по-хорошему круто играли, и многое в нашей музыке звучало как прорыв, как «бомба»! «Терем-квартет» гармонично внедрялся в разные музыкальные жанры, исповедуя кроссовер – стиль, который давно живет за рубежом и сегодня успешно освоенный многими российскими музыкантами. Этот жанр был нашей стихией, но у всего есть свой срок. Когда музыкант перестает слышать новое время и играет один «нафталин», он либо должен уйти на пенсию, либо найти «свежую кровь» для того, чтобы измениться. За счет однажды созданного образа постоянно жить нельзя и не нужно притягивать к себе мертворожденные идеи. Если артист хочет продлить свою жизнь в искусстве, то он должен найти путь, двигаясь по которому можно быть новым. И вот когда мне окончательно надоело находиться в «зоне санаторного комфорта», я отважился на сольную карьеру, став главным конструктором в собственной творческой лаборатории. Хочется верить, что мне удалось услышать новое время, найти современное звучание и заодно дать вторую жизнь инструменту, по сути, второго плана…

Дальновидное предложение от жены Михаила Дзюдзе

И здесь в продолжение разговора о случайных не случайностях символичным было то, что свой первый сольный концерт в апреле 2015 года Михаил Дзюдзе сыграл с питерским оркестром «Терема» под управлением… Андрея Долгова. Причем специально для этого дебюта Дзюдзе Долгов сделал авторскую обработку русской народной песни «Как под горкой, под горой».

– Оркестр «Терема» родился в гнезде «Терем-квартет», а когда оперился и встал на крыло, то вышел в самостоятельную жизнь, – рассказывал Михаил и делал комплимент Андрею и его подопечным. – «Терема» – это союз замечательных молодых ребят, которые ищут новое звучание и экспериментируют с инструментами разных национальностей, электроникой и этническими голосами.

При этом сам Андрей Долгов – выпускник Санкт-Петербургской консерватории со специальности «Дирижер народного оркестра» – главными определяющими моментами в успешном старт-ап молодежного ансамбля народных инструментов «Терема» называет две отправные точки.

– Первой из них стало предложение известного питерского арт-продюсера Инги Кутянской (по совместительству жены Михаила Дзюдзе – прим. авт.) возглавить «Терема», – напомнил музыкант. – Поначалу я не мыслил для себя дирижерскую карьеру, несмотря на то, что мой отец – дирижер и вся моя семья очень музыкальная. Тем не менее, тогда мне казалось, что найти репертуар и обновить этот давний оркестровый жанр достаточно тяжело. К тому же я играл в прогрессивном ансамбле русских народных инструментов «Квинтет четырех». Но именно предложение в 2013 году от Инги Кутянской, ставшей идейной вдохновительницей рождения оркестра «Терема», изменило мою музыкантскую позицию. Это предложение поспособствовало развитию мотивов и главного интереса, и я в реальности попробовал много нового, не повторяя тех путей, которые были давно протоптаны – как в репертуарном плане, так и в подходах к зарекомендовавшим себя народным инструментам.

-3

Шаги по нехоженым музыкальным тропам

«Играть новое, не игранное» – с той поры Андрей Долгов придерживается этого известного музыкального программного принципа, которым руководствовались многие новаторы-художники.

– Поэтому с самых первых шагов с «Теремами» мы стараемся идти по нехоженым тропам-дорогам, – заявил наш герой и не забыл раскрыть вторую из отправных точек. – Пожалуй, ей стало лауреатское звание на III Всероссийском музыкальном конкурсе в Москве осенью 2021 года, когда я как дирижер народного оркестра получил первый опыт работы и общения с большим коллективом – именитым Национальным академическим оркестром народных инструментов России имени Николая Осипова, и музыкантами со всей страны. Это событие как будто раскрыло во мне мощный энергетический потенциал, дало прилив силам, обострило творческие мотивации и придало уверенности. В первую очередь в желании продолжать работу с большими оркестрами и продолжать заниматься поисками для них новых репертуарных возможностей!

Интервью провел и подготовил Александр Поскребышев