Найти тему

Ребёнок — это отдельный человек. Часть 1

Оглавление

Часто дети сталкиваются с тем, что им говорят «надо так» — и никак иначе. Кто-то из родителей делает это реже, кто-то — чаще, но почти все считают своим долгом указать ребёнку что именно нужно и как делать.

Почему

Конечно, такое поведение родителей продиктовано природными особенностями воспитания, так как только родившийся ребёнок ещё не имеет никакого опыта: ни владения телом, ни совершения каких-либо действий, ни общения. И родителям для обеспечения выживаемости потомства нужно показывать и рассказывать детям, что делать, как себя вести, что пить, что есть, как играть, куда наступать, а чего делать нельзя.

Но настолько эта необходимость помощи во всём естественна и неосознаваема, что порой даже при взрослении ребёнка, при прохождении им процессов сепарации от родителей, взрослые люди не уменьшают количество указаний ребёнку.

Чем дальше — тем дальше

Меж тем, уже к году ребёнок проходит первый этап сепарации от родителей, который выражается, например, в том, что он учится самостоятельно держать ложку, самостоятельно ходить, самостоятельно пить воду, выбирать себе базовые развлечения. По мере взросления проявления сепарации, то есть отделяемости ребёнка от родивших его взрослых, всё время набирают обороты, и к подростковому возрасту ребёнок уже сам хочет форсировать появление таких признаков.

-2

Он хочет чувствовать себя всё более независимым, и это происходит не по его прихоти, а по законам природы. Он находится на пути взросления и в скором времени сможет воспитывать свое собственное потомство, а для этого необходимо стать зрелой личностью.

В чём проблема

Но не все родители понимают это, а ещё больше родителей даже об этом не задумываются. Они продолжают по наитию и по инерции рассказывать ребёнку, что нужно делать, как нужно себя вести, как разговаривать, искренне надеясь, что это создаст для него безопасные условия, поможет стать умной развитой личностью. И родители совершают такие действия «из большой любви».

При этом чем старше становится ребёнок, тем больший вес имеет каждое даваемое ему родителями указание в препятствовании его самостоятельности и становлению личности.

В этом вопросе, безусловно, очень важен характер ребёнка. Если ребёнок изначально имеет стойкий упрямый характер, он не сможет во всём потакать указанием взрослых и будет всё больше стоять на своем. Но если характер у ребёнка довольно мягкий, то последствия могут быть разными – от запрятывания собственных эмоций глубоко внутри до, например, нахождения себе в будущем в жизни такого спутника, который будет позволять делать ему всё что угодно, но при этом, с точки зрения тех же родителей, будет не самым в “достойным вариантом” (что бы это ни значило).

И часто потом, уже будучи зрелыми взрослыми, которым за 40 – 50 лет, такие люди не могут спокойно самостоятельно принимать решения. Они, даже по самым простым вопросом, вроде того, когда лучше уйти в отпуск, будут звонить родным и спрашивать совет.

-3

Пусть САМ

Поэтому большая, даже главная, роль в том, чтобы человек стал самостоятельным, лежит на его родителях. И с самых первых пор, когда ребёнок ещё даже не умеет ползать, важно давать ему хоть толику самостоятельности.

  • Оставить на 10 минут играть с воздушным шариком привязанным к ноге (на безопасной поверхности), дать новую игрушку и позволить ребёнку самому её изучить — не показывать сразу, как она работает, а дать возможность ему самому, пусть и неправильно, воспользоваться ею, и познать хотя бы такую простую, но новую для него вещь.
  • Позволить 10-месячному ребёнку самому держать ложку и брать еду – пусть даже вокруг будет грязно, пусть он весь измажется, но САМ.
  • Дать возможность 1,5 годовалому малышу самому одеть майку, трусы, штаны, юбку — пусть неправильно, задом наперёд, но САМОМУ.

Подумайте и о себе, родители: ведь каждое такое действие даст вам сейчас хотя бы 5-10 минут свободного времени, а в будущем — ещё больше свободного времени на свои собственные устремления.

А как поступали ваши родители?)) Делитесь в комментариях