Найти в Дзене
Зачем я там была?

Впервые побывала в Ереване. Какие впечатления оставил о себе город?

Спойлер: Ереван - город, который меня влюбил «Никакого архитектурного вау-шока от Еревана я не испытал. Кроме Каскада, все остальное – обычные трех-пяти- семиэтажные дома 50-70 годов постройки». «Обычный советский город». «Неухоженный, нервный и неопрятный». Начитавшись перед поездкой подобных отзывов в интернете, я не ждала от армянской столицы ярких впечатлений и ожидания были невысоки. Тем неожиданнее и приятнее оказалась встреча с городом. Он меня влюбил сразу и бесповоротно. Ереван оказался харизматичным, ярким, стильным, теплым и приветливым. «Серый каменный город (Эривань) на фоне хмурой массы среброглавого Арарата, в шапке красноватых облаков, – этот город издали вызвал у меня впечатление заключённого в клетку строительных лесов, на которых муравьиные фигурки рабочих лепят новые здания как будто непосредственно из каменной массы библейской горы» - так описывал Ереван Максим Горький в конце 1920-х гг Я бежал к вам "по Спандарьяну", глотая едкую строительную пыль, которой славит

Спойлер: Ереван - город, который меня влюбил

«Никакого архитектурного вау-шока от Еревана я не испытал. Кроме Каскада, все остальное – обычные трех-пяти- семиэтажные дома 50-70 годов постройки». «Обычный советский город». «Неухоженный, нервный и неопрятный».

Начитавшись перед поездкой подобных отзывов в интернете, я не ждала от армянской столицы ярких впечатлений и ожидания были невысоки.

Тем неожиданнее и приятнее оказалась встреча с городом. Он меня влюбил сразу и бесповоротно. Ереван оказался харизматичным, ярким, стильным, теплым и приветливым.

Ереван. Каскад. Фото автора
Ереван. Каскад. Фото автора
«Серый каменный город (Эривань) на фоне хмурой массы среброглавого Арарата, в шапке красноватых облаков, – этот город издали вызвал у меня впечатление заключённого в клетку строительных лесов, на которых муравьиные фигурки рабочих лепят новые здания как будто непосредственно из каменной массы библейской горы» - так описывал Ереван Максим Горький в конце 1920-х гг
Ереван. Фото автора
Ереван. Фото автора
Я бежал к вам "по Спандарьяну", глотая едкую строительную пыль, которой славится молодая Эривань. Еще мне были любы и новы шероховатости, шершавости и торжественности отремонтированной до морщин Араратской долины, город, как будто весь развороченный боговдохновенными водопроводчиками…» - это уже взгляд О. Мандельштама на Ереван в начале 1930-х гг

Действительно, Ереван был заново переосмыслен, практически полностью перестроен в 1920-1930-х гг. Из провинциального захолустья он превратился в полноценную столицу новой советской республики с широкими проспектами, площадями и величественными административными зданиями. Стремительной трансформации город обязан своему демиургу, талантливому архитектору Александру Таманяну.

От старого Еревана в современном Ереване осталось немногое, лишь небольшие контуры, да очертания. Однако город не выглядит по-советски серым, скучным и обезличенным.

Площадь Республики. Фото автора
Площадь Республики. Фото автора

Спроектированные Таманяном здания на площади Республики, театр оперы и балета, здание Политехнического института и др. смотрятся эффектно и интересно.

Ереван называют «розовым городом» из-за цвета туфа, из которого построена большая часть домов. Каждый день на рассвете и закате город становится ареной светового шоу. Солнце, играя с туфом, окрашивает все вокруг в розово-красные тона.

Ереван. Фото автора
Ереван. Фото автора

Благодаря тому, что используется натуральный камень, даже самые обычные типовые жилые дома не только не портят общий архитектурный облик города, а наоборот, выступают его неотъемлемым атрибутом.

Знаменитый ереванский Каскад, пятиуровневая лестница, соединяющая верхнюю часть города с его низинным центром, строительство которого началось в 1970-х гг (но который так и не был достроен) и новейший пешеходный Северный проспект также были предусмотрены еще таманяновским генеральным планом 1924 года.

Северный проспект. Фото автора
Северный проспект. Фото автора

Стержнем Еревана, его пространственным ориентиром для Таманяна был Арарат. Город как бы движется к этой священной горе, воплощающей идею целостности Армении.

И даже тогда, когда Арарат прячется, окутывая себя непрозрачной вуалью, его присутствие остается зримым на каком-то подсознательном уровне.

Вечерний Ереван с видом на Арарат. Фото автора
Вечерний Ереван с видом на Арарат. Фото автора

Ереван – очень теплый город. И в прямом, и переносном смыслах. Атмосфера города по-домашнему уютная и расслабленная.

Ереван – город-гедонист. Здесь не хочется торопиться. Никто этого и не делает, кроме как на очень коротких светофорах на пешеходных переходах.

Ереван обласкан солнцем. В конце ноября оно нежно согревает, а летом широкие кроны деревьев не дают солнечным лучам чрезмерно досаждать своей горячностью.

Ереван. Фото автора
Ереван. Фото автора

Ереван мне напомнил одновременно Париж своим культом уличных кафе, Берлин – стрит-артом и неформальным искусством, Тбилиси – скрытыми двориками и домами с галдарейками, Португалию – развешенным во дворах бельем, Стамбул – богемными кошками и Тель-Авив – любовью к модернизму.

Ереван. Фото автора
Ереван. Фото автора
Ереван. Фото автора
Ереван. Фото автора

Побывав в Ереване, я начала понимать, почему здесь так популярен джаз. Ведь сам город – это воплощение джаз-фьюжн. Он как музыкант, который начал играть по нотам, но потом сорвался на импровизацию.

Ереван – это город, по которому хочется гулять, рассматривая детали и заглядывая во дворы.

Ереван. Фото автора
Ереван. Фото автора

В Ереване достаточно неприглядных сторон, но совсем нет желания их замечать. Ереван – как тот самый любимый, про недостатки которого знаешь, но продолжаешь любить, потому что преимуществ значительно больше.

А вы были в Ереване? Какие впечатления на вас оставил этот город?