Вчера ко мне обратилась за консультацией мама неговорящей девочки, которой на днях исполнилось 2 года и 4 месяца. В процессе беседы, собирая по крупицам анамнез, я выясняла, что могло стать причиной задержки речевого развития. И чем больше информации я вытягивала из мамы, тем очевиднее становилось, что проблемы были как до рождения ребенка, так и в процессе родов, и в период новорожденности. Девочка отставала от нормы на два-три эпикризных срока постоянно. Я удивляюсь, как ни педиатр, ни невролог детской поликлиники не увидели микроповореждений нервной системы у новорожденной.
Какие же признаки должны насторожить родителей новорожденного?
• Вялый сосательный рефлекс или его отсутствие;
• крик и плач без видимых на то причин, особенно по ночам;
• гипертонус или гипотонус отдельных групп мышц;
• различные мелкие гиперкинезы (дрожание);
• необычная поза ребенка при лежании на спине (запрокинутая голова);
• кривошея, короткая шея;
• асимметрия правой и левой половин туловища;
• при сосании капельки пота над верхней губой (это показатель пареза лицевого нерва);
• подтекание молочка по уголку губ (это показатель пареза языкоглоточного нерва, одно- или двустороннего пареза губ);
• постоянно приоткрытый рот (парез лицевого нерва, слабость круговой мышцы рта, мышц, удерживающих нижнюю челюсть).
По набору признаков, которые я перечислила, уже видно, что они не могут не сказаться на речевом развитии ребенка в дальнейшем, учитывая количество парезов мышц артикуляционного аппарата, в частности.
Если ребенок не держит голову в 2 месяца, не переворачивается в четыре месяца, не сидит в 6-7 месяцев, не встает в 8-9 месяцев, не ходит в год - это красные флажки. Родители должны понимать, что в этом случае консультация грамотного невролога, обследование и лечение ребенка обязательны.
Если кроха не гулит в два месяца, не лепечет в пять, не реагирует на появление родителей, плохо держит игрушку, не имеет указательного жеста, не говорит первые лепетные слова в год - это то, что должно насторожить и подвигнуть родителей на обращение к неврологу.
Не нужно верить безграмотным особам, которые говорит: "Отстаньте от ребенка. Заговорит сам. Все дети разные. Вот мой заговорил в пять лет". Слушать нужно только специалистов. Искать нужно и невролога, и логопеда, которые занимаются проблемами детей раннего возраста.
Помните, что нормы развития показывают степень зрелости головного мозга малыша. Если ребенок отстает в развитии от нормы, то простая функциональная задержка развития - это самое простое, что может быть. В большинстве случаев, ребенок отстает в развитии, так как есть органическая патология. Чем раньше будет выявлена причина отставания, тем легче и быстрее можно будет помочь ребенку.
У девочки, которую я смотрела вчера, ЗРР носит дизартрический характер. Необходимо и обследование, и лечение у невролога, и занятия с логопедом, и обучение в группе компенсирующей направленности ДОУ как можно раньше.
Нищева Н. В.