Часто мы забываем об эффективности невербальных средств коммуникации.
При этом они позволяют влиять на пациента далеко не только во время медицинских манипуляций. Давайте разберёмся, что вообще подразумевается под невербальными средствами коммуникаций.
Мы говорим о визуальном контакте, голосе, дистанции и пространстве во время взаимодействия, жестах, позах, доброжелательной улыбке – продолжать можно достаточно долго. Всё вышеперечисленное помогает разрешению вопросов самой разной направленности, будь то спор, конфликт, осмотр или любая медицинская процедура. А теперь разберёмся со всем этим по отдельности.
🔹Определите визуальный контакт.
Ключевой элемент невербальной коммуникации – визуальный контакт. Не скрывайте свои глаза, не отводите взгляд при разговоре с пациентом. Всё положительное непременно сопровождается открытым взором, а отрицательное, например стыд или несогласие, отсутствием желания смотреть на собеседника.
Ваш взгляд должен проходить через линию глаз и захватывать область рта. Простая аксиома позволит установить лёгкий контакт и начать доверительный разговор. Не думайте, что пациент не обращает на вас внимание, когда вы выполняете медицинские манипуляции. Контролируйте выражение лица всегда, особенно, в тех случаях, когда вы понимаете, что пациент может испытать или уже испытывает неприятные эмоции. Так вы сможете минимизировать страх и беспокойство пациента.
Смотрите на лицо человека, с которым разговариваете, но имейте чувство меры, так как от пристального взгляда люди чувствуют себя неловко. Казалось бы, но даже шариковая ручка позволяет установить максимальный контроль над вниманием пациента. Используйте её, когда хотите донести что-то важное. Например, с помощью ручки вы можете пациенту помочь акцентировать внимание на важном этапе подготовки к обследованию или сдаче анализов. Для этого наглядно необходимо показать и описать то, что изображено, например, на памятке. Далее поднимите ручку от наглядного материала и держите ее на линии своих глаз и глаз пациента. Свободная рука должна также находиться в поле зрения пациента.
🔹Улыбайтесь.
С помощью простой улыбки вы легко расположите пациента к себе. Улыбка обязательно дополняется зрительным контактом. Сохраняйте его на протяжении 2-3 секунд. Более того, отсутствие улыбки отталкивает, медицинский работник кажется холодным и не очень-то добрым. Разговаривая, не сжимайте губы. Плотно сжатые губы олицетворяют сомнение и замкнутость, а изогнутые – символом сомнения или сарказма.
🔹Говорите.
Контролируйте громкость своего голоса и не торопитесь. С помощью голоса можно поддержать эмоциональный контакт, заинтересованность в общении, проявить эмпатию.
Выдерживайте паузу, чтобы пациент обладал возможностью задать вопрос. Когда пациент замолкает, не спешите ответить, напротив, позвольте человеку подобрать нужные слова и сосредоточиться.
🔹Дистанцируйтесь.
Зона общения с пациентом представляет собой расстояние вытянутой руки. Дружеская же – длина руки, которая согнута в локте. Таким образом медсестра не вторгается в интимную и личную зону пациента.
Контролируйте расстояние, варьируя его в зависимости от ситуации. Сокращайте дистанцию, если стремитесь обсудить личные вопросы. Но постоянный близкий контакт непременно может быть расценен как фамильярность.
Во время общения с медицинским работникам пациент должен сидеть спиной к стене.
По мнению многих психологов открытые пространства за спиной, такие как окна, двери, вызывают у пациента психологический дискомфорт, также повышается частота дыхания, сердцебиение.
🔹Жестикулируйте.
Кивайте, когда пациент пытается донести что-либо в диалоге. Жесты всегда позволяют людям осознавать, что их внимательно слушают. Опять же, обилие кивков сбивает с толку, поэтому пользуйтесь жестами грамотно.
❌Не потираете лоб, виски, подбородок, не старайтесь скрыть лицо руками. Глядя на ваши жесты, пациент может заподозрить, что вы пытаетесь скрыть от него важную информацию касаемо его здоровья.
❌Не скрещивайте руки на груди, не обхватывайте себя за плечи.
Такими движениями вы символизируете пациенту о том, что ваши отношения к нему негативные, и вы занимаете оборонительную позицию.
Незначительный наклон вперёд, открытая поза, исключающая скрещивание рук и ног, – наиболее благоприятное положение. Изменение позы сигнализирует о завершении беседы. Поменяйте положение своего тела перед тем, как произнести что-то существенное.
🔹Сохраняйте синхронность.
Синхронность взаимодействия требует мастерства. Под термином понимается согласованность действий медсестры и пациента. Неумело задействованное отзеркаливание воспринимается как насмешка. Пользуйтесь синхронностью взаимодействия, если чувствуете, что делаете это уместно, в противном случае это выглядит как насмешка над пациентом. Техника тоже располагает пациента и выстраивает доверительный контакт.
Применяете ли вы средства невербального контакта?
Пользуйтесь ими осознанно и вскоре почувствуете, насколько легче становится работать с пациентами.