Хочу коснуться темы детей, которым поставлен диагноз СДВГ.
Иногда этот диагноз используют, как нарицательное для любого гиперактивного ребенка. Однако, скрывается под ним не один и тот же набор проявлений.
Это весьма спорная категория. С одной стороны, и соображают они хорошо, и весёлые, заводные часто бывают. Но все равно окружающим, особенно близким, бывает с ними очень сложно. Постоянно переключаются с одного на другое, никак не могут начать и доделать начатое. Не переставая перемещаются в пространстве. То полны энергии (даже слишком), то тут же падают без сил. Часто эмоционально подвижны, капризны. В общем, такой неуправляемый ураган страстей и хаоса, с которым сложно справиться.
А справляться как-то нужно, и особенно ощутимо это становится, когда ребёнок идёт в школу. Правила, границы, регламент, необходимость давать результат в какой-то чёткий момент времени.
Я выработала для себя несколько важных правил, которые обязательно должны соблюдаться в работе с такими детьми:
🌋 Привыкаем следить за временем. Большинство таких детей имеют нарушения пространственно-временного восприятия. Важно научить ребенка дружить со временем, это обязательно поможет включиться самоконтролю.
🌋 Планируем. Оцениваем масштаб задач, расставляем приоритеты, распределяем, отмечаем сделанные (мотивация продолжать начатое). Заранее договариваемся о перерывах.
🌋 Разбиваем большие задачи на маленькие этапы. И, конечно, включаем какое-то маленькое поощрение за выполненный маленький шаг. Это может быть мини-перерыв или какая-то мотивационная деятельность. Пусть сначала будет задача на пару минут и перерыв на пять, и пусть задач поначалу будет немного. Постепенно регламент будет выравниваться. Главное — структура и последовательность.
🌋 Поддержка и вера в ребенка. Часто у ребенка уже сильно пострадала мотивация и самооценка. Очень важно дать почувствовать успешность, оценить даже маленькие шаги в саморегуляции и самоконтроле.
Все эти правила помогают ребенку почувствовать опору, зацепиться за что-то, что направит энергию урагана в продуктивное русло.
А сотрудничество с родителями, которые будут осуществлять поддержку по всем пунктам в домашних условиях, позволит добиться самых ощутимых результатов.
Подобные правила лучше внедрить в ежедневную рутину, подстроить режим и образ жизни под особенности ребенка. Именно это будет залогом успеха в долгосрочном периоде.
--
Автор статьи: Новикова Юлия (психолог)
Источник: https://psyh.info/article/detskaya-psihologiya/podderzhka-rebenka-s-sdvg.html