Помните песню "Куда уходит детство"? Она особо бередила мою детскую душу, когда неслась из громкоговорителей на базе отдыха в Юрьевке. "Назад дороги нет!". Катастрофа необратима. Но тогда она ещё была впереди.
Уже тогда я ощущал, что произойдёт утрата чего-то ценного...
Я размышлял над тем, как бы было хорошо получить бессмертие именно в этот период жизни. Чтобы тело и психика больше не менялись. Взрослые мне казались ужасно старыми и чёрствыми! Я не хотел становиться таким.
Совершенно точно помню, когда детство ушло. Мне было 12,5 лет. Заканчивался август. Последние три недели я провёл в гостях у родственников в деревне. Поздним вечером за мной приехал отец, чтобы забрать меня в город.
Рано утром, в 6-00 мы прошли по мосту и поднялись на пригорок, к автобусной остановке. Зрение у меня тогда было 100%, и даже больше))) Я медленно окинул взглядом огромную территорию, до самого горизонта. Что-то внутри произошло. И из глаз моих хлынули слёзы, а тело сотрясли тяжёлые рыдания. Отец сильно удивился такой моей реакции, и стал успокаивать, как 6-тилетку, мол следующим летом опять приедешь сюда, чего расстраиваться?
Но я безусловно знал, что в этот день и в этот час у меня закончилось детство. И следующее лето будет уже совсем не тем, что было раньше.
Так что же это такое, утрату чего я оплакивал в свои 12 с половиной лет?
Есть вполне обоснованное мнение, что ребёнок, переходя в подростковый период, утрачивает целомудрие.
Многие христианские мистики характеризуют период полового созревания чуть ли не как заболевание. И в этом есть доля истины. В детскую цельность натуры вторгаются гормональные бури, приводя всё существо ребёнка в смятение. И уже из подросткового возраста во взрослую жизнь человек выходит более или мене нецельным - тут как кому повезёт.
Вообще, целомудрие в христианстве - отдельная тема. Она слишком возвышена, интимна и не терпит публичного освещения. И лучше слово об этом предоставить самим монахам. Замечу только, что и в христианской мистике, и в общественном сознании целомудрие - синоним девственности.
А если подойти шире, "целомудрие" - это мудрость, рождающаяся из цельности. Ребёнок до определённого момента цел. Хотя бы потому что прост. Что может быть более целым, чем единица? Да, он несёт в себе семена, которые впоследствии сделают его фрагментированным. Но пока они ещё не дали всходы.
Ребёнок - естественный философ. Как метко сформулировал Аристотель, "философия начинается с удивления". Мир ещё не разбит на кирпичики, и на каждом из них пока не наклеен ценник с формальным описанием и условной ценой. Он (мир) такой же целый и живой, как и сам ребёнок.
Вполне справедливо будет назвать такой мир волшебным. Не случайно дети так любят сказки.
Хочу привести здесь мысли из некогда популярной книги писателя и аюрведиста Дипака Чопры "Путь волшебника", где друид Мерлин наставляет юного короля Артура. Хотя такие слова вполне уместнее адресовать уже зрелым людям, которые практически потеряли контакт со своим "внутренним ребёнком" и хотели бы снова прикоснуться к живой основе своей поверхностной, непростой и наверняка запутанной личности.
... Невинность — наше естественное состояние, раньше оно было всеобъемлющим. Когда мы обращаем взгляд на себя, то, даже пытаясь быть абсолютно честными перед собой, мы видим образ, создававшийся слой за слоем в течение многих лет, и все эти слои тесно переплелись между собой... И на этом лице почти невозможно увидеть что-либо еще.
Эго — это «я»; это ваша исключительная точка зрения. В состоянии невинности эта точка зрения чиста, подобно чистому объективу. Но при отсутствии невинности фокус эго сильно смещается. Хотя вы и думаете, что вы что-то знаете — включая себя самого, — на самом деле вы видите собственные суждения и ярлыки. ...
...они (ярлыки) затемняют наше восприятие, подобно пыли, затемняющей объектив.
... Не имея никаких постоянных определений для вещей, волшебник всякий раз видит их сызнова. Его объектив чист от пыли, так что мир сверкает новизной...
Свежесть восприятия, непринужденное внимание, избыток энергии, игривость. Это то, что естественно присуще детям. То, чего так не хватает утомлённым рутиной, задавленным заботами, выхолощенным социальными состязаниями и погоней за удовольствиями взрослым.
Для взрослого море - это просто много солёной воды, которая Аш-два-о. Для ребёнка - живая стихия.
... целомудрие не может быть утеряно, оно может быть только прикрыто. Секрет непредвзятого видения — это взгляд с новой точки зрения, взгляд, не обусловленный тем, что вы ожидаете увидеть.
— Если бы ты мог по-настоящему увидеть это дерево, — сказал Мерлин, — ты был бы настолько удивлен, что не смог бы сдвинуться с места.
— Правда? Но почему? — спросил Артур. — Это же просто дерево.
— Нет, — ответил Мерлин. — Это просто дерево в твоем представлении. Для другого ума — это выражение бесконечного духа и красоты. Для ума Бога — это дорогой ребенок, милее всего, что можно себе представить.
Поэтому крайне важно смотреть на мир непредвзятым взглядом, ведь это единственный способ сделать мир живым.... увидеть любовь, которой дышит каждая частица мироздания...
Дипак Чопра говорит правильные вещи, но с некоторыми мыслями я позволю себе тихо не согласиться.
Целомудрие может быть утрачено. И оно, надо признать, утрачено. Однако, есть и хорошая новость - оно может быть и восстановлено!
Но это недостижимо никакими упражнениями. Благодаря таким упражнениям можно ненадолго прикоснуться к нему, вспомнить его вкус, даже задержаться на некоторое время в нём.
Упражнения могут быть полезны. Но подлинное исцеление может дать только Целое. Это не во власти человека. Всё, что он может сделать со своей стороны - осознать утрату целостности...
продолжение следует.